16 Февраля 2011
МИНИСТЕРСТВО юстиции РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЮСТ РОССИИ)
Житная ул., д. 14, Москва, 119991 тел. (495) 955-59-99, факс (495) 955-57-79
06.12.2010 №15 - 27515
Шестакову Е.Н.
Департаментом по делам некоммерческих организаций Минюста России Ваше обращение по вопросу правомочности истребования территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации документов в рамках проведения плановых проверок религиозных организаций, рассмотрено.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно цели и порядка ее деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» на Минюст России возложены полномочия по осуществлению контроля за соответствием деятельности религиозных организаций их уставным целям, задачам и соблюдением ими законодательства Российской Федерации, а также по определению порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям).
На религиозные организации, как форму некоммерческих организаций, распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением статей 13-19, 21-23, 28-30).
Согласно статье 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» территориальные органы Минюста России вправе проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Порядок деятельности религиозной организации определяется ее уставом и включает не только порядок избрания или назначения руководящих органов религиозной организации, порядок принятия решения и компетенцию руководящих органов религиозной организации, но и порядок осуществления различных видов деятельности религиозной организации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом, а также источники образования и порядок расходования денежных средств.
Таким образом, контроль за соблюдением религиозной организацией своего устава относительно целей и порядка деятельности включает и проверку финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, для проведения которой требуется представление в территориальные органы Минюста России бухгалтерских документов.
Однако, подпункт 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ограничивает право уполномоченного органа запрашивать те документы, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций. Таким образом, требование территориальных органов Минюста России о предоставлении религиозными организациями налоговых деклараций и бухгалтерской финансовой отчетности неправомерно.
Требование территориальных органов Минюста России о предоставлении переписки религиозной организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления ее деятельности также неправомерно, так как указанные сведения не относятся к распорядительным документам религиозной организации.
Требование о предъявлении религиозной организацией в ходе проверки ее деятельности сведений о членах организации с указанием Ф.И.О., гражданства, места жительства, года рождения и т.д. является нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», так как оператором персональных данных в отношении членов (участников) религиозных организаций территориальные органы Минюста России не являются.
Директор Департамента по делам некоммерческих организаций
В.А. Титов.