О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Елена Семенова. Два взгляда на закон. Минюст России и Прокуратура Тюменской области противоречат друг другу, трактуя нормы права, касающиеся деятельности религиозных организаций

  версия для печатиотправить ссылку другу
15 Февраля 2011

Интересная, если не сказать - курьезная, ситуация сложилась в Тюменской области. Сотрудники территориального управления Минюста во время плановых проверок деятельности евангельских церквей требовали предоставить им бухгалтерско-финансовые документы, налоговую отчетность, переписку религиозных организаций с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей, а также сведения о членах религиозных организаций.

Законность этих требований вызвала сомнения у Председателя Конгресса религиозных объединений Тюменской области, председателя Союза Миссий Христиан Веры Евангельской Евгения Шестакова. «На мой взгляд, это превышение полномочий территориального органа юстиции и подмена функций прокуратуры и налоговой инспекции», - посчитал священнослужитель. Чтобы выяснить, кто же прав в данной ситуации, Евгений Шестаков направил запрос о правомерности данных действий в Генеральную прокуратуру.

В результате с подачи Генпрокуратуры на запрос пришло два официальных ответа - от Министерства юстиции РФ (от 06.12.2010) и от Прокуратуры Тюменской области (от 29.12.2010), при этом ответы получились не то, что несколько спорные, а прямо противоположные!

Прокуратура Тюменской области посчитала, что «должностные лица территориальных управлений Министерства Юстиции РФ вправе запрашивать у религиозных организаций указанные документы и сведения». По мнению сотрудников прокуратуры, Минюст наделил такими полномочиями свои территориальные управления. В то же время, в ответе Минюста наоборот даются подробные разъяснения о неправомерности требований территориальных органов.

Ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", сотрудники Минюста указывают, что религиозные организации не обязаны предоставлять налоговые декларации, бухгалтерскую, финансовую отчетность, так как они относятся к перечню документов, которые могут быть получены «у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций».

Требование о предоставлении переписки религиозной организации с юридическими и физическими лицами Минюст также посчитал неправомерным, так как «указанные сведения не относятся к распорядительным документам религиозной организации». Требование о предоставлении сведений о членах религиозной организации и указанием их Ф.И.О., гражданства, места жительства, даты рождения и т.д. Минюст квалифицировал как «нарушение  Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных», так как оператором персональных данных в отношении членов (участников) религиозных организаций территориальные органы Минюста не являются».

Не трудно представить, в каком замешательстве оказался священнослужитель, получивший два противоречивых официальных ответа на свой запрос. Так кого же все-таки слушать? За разъяснениями он обратился в Славянский правовой центр (СПЦ). Юристы СПЦ, изучив оба ответа, однозначно признали, что в данном случае слушать нужно Министерство юстиции РФ, признавшее требования территориальных органов неправомерными.

«Вышеуказанные требования со стороны контролирующего органа являются грубым нарушением законодательства и прямым не законным вмешательством в деятельность Церкви, - считает юрист СПЦ, замдиректора Института религии и права Инна Загребина. - Анализируя происходящее, создается такое впечатление, что должностные лица органов юстиции либо не знакомы с законодательством, регулирующим деятельность религиозных объединений, либо сознательно игнорируют его требования. Хотелось бы надеется, что виной всему является правовой нигилизм отдельных чиновников в регионах, смешанный с желанием «выслужиться», поставив галочку об «успешно» проделанной работе».

Вот и получается - доверяй представителям закона, но проверяй, а потом уже, тщательно все взвесив и проанализировав, - исполняй. Вроде бы закон у нас один, однако получается, что у каждого контролирующего органа на него свой взгляд.

Елена Семенова.

На фото: публицист Елена Семенова.

Портал "Религия и право"







также в рубрике ] мы: