О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Ежедневный журнал": Соцработник как учитель русского. В нескольких епархиях РПЦ совместно с Федеральной миграционной службой планируется открыть центры интеграции мигрантов.

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Ежедневный журнал": Соцработник как учитель русского. В нескольких епархиях РПЦ совместно с Федеральной миграционной службой планируется открыть центры интеграции мигрантов.
15 Февраля 2011

В нескольких епархиях РПЦ совместно с Федеральной миграционной службой планируется открыть центры интеграции мигрантов. Перспективы создания таких центров обсудили в ФМС на встрече с сотрудниками патриархии, сообщает Диакония.ру, официальный сайт Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.

Первоочередным направлением работы центров должно стать обучение иностранных граждан русскому языку. Соответствующая программа уже разработана в Министерстве образования и науки и в ближайшее время должна поступить в распоряжение Синодального отдела по благотворительности. Как отметила заместитель председателя Синодального отдела Марина Васильева, работа с мигрантами может стать одним из направлений деятельности приходских социальных работников. 

При создании епархиальных центров интеграции предполагается тесное сотрудничество епархий с территориальными органами ФМС. «В этих центрах мы сможем обеспечить периодические консультации людей по вопросам применения законодательства», — сказала начальник Управления содействия интеграции ФМС России Татьяна Бажан. Она отметила две ключевые проблемы, которые могут затруднять работу центров интеграции: нежелание работодателей отпускать иностранцев в такие центры и отсутствие мотивации у самих мигрантов. Впрочем, эти трудности могут быть решены с помощью представителей территориальных органов ФМС, которые смогли бы убедить и работодателей, и мигрантов в необходимости обращения в центры интеграции, считает Татьяна Бажан.

Затруднять работу центров может, как представляется, и тот факт, что приходские социальные работники совсем не всегда являются преподавателями русского языка (и более того, чаще всего ими не являются). Возможно, Министерством образования составлена такая программа, которая позволит любому человеку обучать мигрантов русскому языку. Но не говорит ли это о том, что придумывается очередное мероприятие ради галочки: патриархия запишет себе в плюс, что она взяла на себя "социальное обязательство", а на самом деле мы будем иметь неработающие центры и недовольных бессмысленным времяпровождением мигрантов?

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Работа с мигрантами не менее сложна, чем реабилитация наркозависимых, она требует опыта и соответствующей подготовки, которой у епархий Русской православной церкви нет. Церковь не только никогда ранее не ставила перед собой цели заниматься мигрантами, но и объединяла вокруг себя патриотические силы, настроенные подозрительно по отношению к «иноземцам», «иноверцам», «сектантам».

Если просто завить о том, что РПЦ – это хорошая воспитательная сила для приезжих, повесить табличку «Епархиальный центр для мигрантов», перечислить деньги от ФМС епархии и сделать обучение в таком центре обязательным (а ведь на работодателей могут навесить обязательства, заставляющие их посылать мигрантов в такие центры), то произойдет катастрофа. Чтобы получить бумажку в ФМС и разрешение на работу, надо будет получить справку из епархиального центра, заплатить там и здесь, кроме того, мусульманин или буддист будет вынужден слушать курс о преимущественном положении в России православной культуры как культуры большинства. Все правила и нормы, этику этой православной культуры мигрант прочувствует на себе, ютясь в вагончике, без паспорта, боясь и бритоголовых, и бородатых с православными монархическими флагами. Для мигранта «Святая Русь» навсегда останется страной поборов, нищего обозленного населения, которое унижает их самих, работающих на стройках и дворниками. Взятки, бедность, произвол чиновников, в том числе и церковных, скрытый национализм и стремление не воспитать, а скорее указать на свое место – разве это должно стать основой образа «традиционной для нашей страны православной культуры», к которой нужно приучить мигрантов? На деле даже на церковных стройках работают таджики, турки и т.д., живущие в таких же ужасных условиях, на столь же нелегальном положении, как и везде по стране.

При этом, конечно, надо создавать православные центры для мигрантов в сотрудничестве с ФМС, куда могут приходить на добровольной основе. Создатели таких центров должны сами сначала научиться толерантности, взаимоуважению, а не просто приобрести учебники отца Андрея Кураева и ждать бюджетных денег.

Анастасия Митрофанова, политолог:

Существует одна плохая для всякого государства вещь: кризис проникновения, когда в общественном здании образуются целые "этажи", на которые государство проникнуть не может. Например, это могут быть бедные кварталы городов (фавелы) или умирающие села; могут быть этнические или религиозные группы, живущие в закрытых анклавах. В России одним из таких "этажей" являются сообщества мигрантов в больших городах: они не включены в систему социального страхования, не платят налогов, не служат в армии — но при этом существуют. Если таких слоев в государстве становится слишком много — оно разрушается. Государство может пытаться преодолеть кризис проникновения самостоятельно: допустим, посылать к мигрантам государственных врачей, чиновников из органов соцзащиты, организовывать для них школы. Очевидно, что наше государство сейчас ничего подобного не может делать даже для коренного населения. Поэтому оно обращается к помощи различных общественных институтов, в том числе православной церкви. Это можно только приветствовать, потому что заброшенные "этажи" рано или поздно разваливают всю государственную конструкцию.

Александр Верховский, ИАЦ СОВА:

РПЦ призвала интегрировать мигрантов (как иммигрантов, так и мигрантов внутренних) в тот образ жизни, который присущ принимающему сообществу. Благая идея. Но, конечно, РПЦ имела в виду интеграцию в довольно определенном смысле — а именно в смысле усвоения русского языка, русской православной культуры и чего-то, что смутно описывается как "русский образ жизни" — по тому самому уставу, с альтернативой которому приезжим предлагается "не лезть". Хорошо это или плохо в таком виде?

Если добровольно — то почему бы и нет. В конце концов, знание русского языка (или совершенствование в нем) многим приезжим совсем не помешает. А кому не понравятся сопутствующие религиозные или иные идеи, которые будут при этом пропагандироваться, тот ведь может и уйти. И если сотрудничество с ФМС сведется исключительно к помощи епархиальным начинаниям и не распространится на организацию "добровольно-принудительного" посещения этих мероприятий мигрантами, то и хорошо.

Дело интеграции людей, которые по каким-то причинам социально дезадаптированы — а приезжие это только одна из категорий таких людей, хотя и очень большая, и не все приезжие реально нуждаются в такой помощи, — это дело должно делаться параллельно государственными (в т.ч. муниципальными) службами и какими-то общественными организациями. Если РПЦ не ограничится идеологизированными призывами, а еще и реально поможет людям, это отлично: в этом деле лишних активистов пока отнюдь не наблюдается.

Но государство, со своей стороны, не должно следовать церковным советам в области интеграции. У светского государства, ориентированного на идею гражданской нации, должны быть свои приоритеты в деле интеграции иммигрантов и внутренних мигрантов. А общественным инициативам надо помогать во всем их многообразии (за исключением каких-то крайностей, конечно), это тоже функция государства в нормальном обществе.

Источник: "Ежедневный журнал"







также в рубрике ] мы: