11 Февраля 2011
Православные врачи северной столицы выступили с инициативой о внесении поправок в новый законопроект «Об охране здоровья граждан РФ». Как сообщает "Вода живая", обсуждение законопроекта членами Общества православных врачей (ОПВ) Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) состоялось 8 февраля в Государственном медицинском университете имени академика Павлова. Православные врачи одобрили пункты о запрете на эвтаназию и клонирование человека, но осудили тот факт, что аборты до сих пор узаконены в России. При этом, врачи предложили разделить целительскую помощь (фитотерапевтов, остеопатов, гомеопатов) и производимую с помощью оккультных практик, которую надо запретить.
Вопрос физического здоровья граждан - вопрос в целом не совсем конфессиональный. Ведь правом на здоровье обладают все люди, независимо от их религиозной принадлежности. Если говорить просто - и православный, и иудей, и мусульманин, и протестант (не буду перечислять ВСЕ религии и конфессии России) имеют абсолютно равные права и обязанности в сфере здравоохранения. Что не мешает иметь «христианский» или любой иной взгляд на здравоохранение.
Закон, основная часть норм которого вступает в силу с 1 января 2012 года, приходит на смену Закону от 1993 года и регламентирует общие положения в медицинской сфере жизни человека. Фактически это попытки кодифицировать - собрать в одном документе - все имеющиеся нормативные акты, регулирующие вопросы охраны здоровья граждан.
В целом ничего кардинально нового в законе нет. Это вовсе не значит, что нормы, содержащиеся в законе, удовлетворяют мировоззрению всех россиян. Вовсе нет. Но ведь закон и не призван соответствовать религиозным убеждениям всех граждан, не так ли? Скорее всего, закон должен быть действенным в тех условиях и реалиях, в которых сегодня мы живем.
Закон устанавливает приоритет профилактических мероприятий, что очень даже правильно. Прописан запрет на эвтаназию и клонирование человека. Однако хотелось бы отметить вопросы, вызывающие особенно горячие споры в обществе.
Один из них - разрешение абортов. Не секрет, что для верующего человека аборт является грехом, преступлением, если не перед государством, то перед Творцом.
Поэтому и патриарх Кирилл недавно высказался за то, чтобы вывести операции по прерыванию беременности (за исключением случаев прямой угрозы жизни матери) из системы медицинского страхования, исключить совершение абортов на средства налогоплательщиков, в том числе принципиальных противников абортов.
Однако рассматриваемый Закон - не сборник религиозных предписаний, а попытка урегулировать уже существующие отношения.
Можно ли запретить аборты? Можно! Принесет ли это результат? А это зависит от того, какую цель ставят перед собой сторонники запрета абортов. Если запрет - самоцель - мол, главное - запретить, то результата не будет. Будут подпольные абортарии, смертность и болезни. Сегодня ни государство, ни общество, ни церковь, по сути, не предлагают реальных альтернатив тем, кто решается на убийство собственного ребенка. Подумайте над этим! Никаких!
Просто поставив людей в рамки закона, невозможно изменить их отношение к жизни, которое формируется десятилетиями.
К обществу без абортов нужно стремиться, но начинать с запрета, значит, уничтожить свою цель с первых же шагов. В споре о допустимости абортов у каждой из сторон есть свои аргументы и контраргументы, однако, к моему сожалению, доводы и опыт сторонников легальности абортов пока перевешивают.
И это вызов современной Церкви. Но не вызов политический, а вызов духовный - что могут предложить верующие для решения подобных проблем? Вот о чем реально стоит беспокоиться - так это об институте семьи, хромающем в России на обе ноги. Подливает масла в огонь и сам Закон - статья 52, рассматривает вспомогательные репродуктивные технологии для мужчин и женщин, изначально призванные решить проблемы бездетных семей, постепенно становятся еще одним шагом к уничтожению семьи как института общества. Их доступность для мужчин и женщин, не состоящих в браке, противоречат основным положениям семейного кодекса РФ, согласно которым укрепление семьи, принцип приоритета семейного воспитания детей ставится во главу угла. Так мы и до репродуктивных технологий для однополых взаимоотношений дойдем.
И в этом очередная проблема российских реалий - Закон не содержит подробнейших инструкций по реализации своих положений. Для этого надо будет принять массу других законодательных актов, нормативной литературы. То есть все погрязнет в бюрократической трясине. Иногда кажется, что законодатель сам не до конца понимает, как же решить возникающие вопросы.
Хотите пример? Статья 47 Закона регулирует такой вид деятельности, как целительство. И вот тут просто руки опускаются. Дело ведь в том, что Россия - многонациональное государство. И учитывать национальные особенности конечно нужно. Но как, никто не знает. Дам определение из Закона - «Целительство – методы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, к которые вследствие отсутствия чётких правил, большой доли субъективности в их выборе и применении, плохой воспроизводимости результатов и сложности в проведении объективных испытаний их эффективности не могут быть внедрены в клиническую практику». То есть явление такое есть, а вот с чем его есть - не знаем. Как его учитывать - не знаем. Как его оценивать - не знаем. Поэтом целительством может заниматься любой, имеющий соответствующий... диплом. А получить его могут граждане в органе исполнительной власти субъекта РФ в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вы поняли как это будет происходить? Вот и я не понял. Я уж не говорю об ответственности целителей за наше с вами здоровье. В общем ждать нам в ближайшие годы наплыва знаменитых индейских целителей докторов Воф-Ху.
Игорь Яншин,
юрист, директор Центра религиоведческих и правовых исследований «Свобода верить».