О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

В московской школе двух девочек, подаривших подругам Новый Завет накануне Рождества, заставили извиняться и обвинили в нарушении закона

  версия для печатиотправить ссылку другу
В московской школе двух девочек, подаривших подругам Новый Завет накануне Рождества, заставили извиняться и обвинили в нарушении закона
11 Января 2011

В одной из московских школ двух девочек, подаривших подругам Новый Завет накануне Рождества по новому стилю, руководство учебного заведания заставило извиняться и обвинило в нарушении устава школы и закона, сообщает портал «Религия и право».

Инцидент произошел 24 декабря в муниципальной общеобразовательной школе 2032 района Кожухово. Две школьницы, 13 и 14 лет, дочери пастора столичной Церкви «Слово Жизни» Павла Юдина, подарили своим подругам Новый Завет. Одна из школьниц раздала Новые Заветы всему классу в подарочной упаковке, объяснив, что это подарок. После того, как некоторые учащиеся развернули упаковку, классная руководительница увидела, что это Новый Завет. Одну из дочерей вызвали к директору и к завучу по учебной части, где с ней была проведена беседа. Как отмечает пастор Павел Юдин, старшей дочери фактически устроили допрос, ее спрашивали, какое она имела право дарить Новый Завет, кто это позволил и сколько это стоит, в какую церковь она ходит и что это за «секта». Школьнице также говорили, что у нее уже есть паспорт и ее могут привлечь к ответственности за такую религиозную пропаганду в школе и поставить на учет в милицию. По словам пастора, его дочь привели в класс, поставили перед всеми, спрашивали у учащихся, кому она выдала Новый Завет. Всех школьников заставили сдать книги Нового Завета, детей, у которых он остался на руках, ловили по школе и отбирали книгу.

Детей, прежде всего, дочерей пастора и самого служителя церкви, руководство школы убеждало во время их встречи 28 декабря в том, что говорить и заявлять о своих убеждениях — это плохо. С пастора пытались взять обещание, что его дочери никогда не будут дарить ничего подобного и не будут никак проявлять своих христианских убеждений, на что пастор естественно ответил отказом. Если девочки подарят что-либо подобное, руководство школы угрожало, что соберет родительское собрание, где подробно разберет этот случай религиозной пропаганды. По мнению Павла Юдина, подарки не имеют отношения к учебному процессу, тем более что девочки сделали подарки на перемене, а не во время урока. Верующие школьницы сами скопили свои средства и купили книги Нового Завета для своих одноклассников. Это не было инициативой пастора или церкви.

Конфликт, как отметил Павел Юдин, произошел не между детьми. К конфликтной ситуации привели именно нетерпимые действия учителей, которые были направлены на унижение и оскорбление ребенка в связи с его религиозными убеждениями. Очевидно, что даже в рамках учебного процесса учащийся имеет право на свободу совести, на выражение своих религиозных чувств. В разговоре с руководством школы пастор отмечал, что его оскорбило бы, если бы его детям подарили книгу про Гарри Поттера в силу того, что она пропитана магией, хотя на такой подарок учителя вряд ли обратили бы внимание. По словам пастора, брать Библию и читать на перемене может каждый ребенок, как и дарить эту книгу своим друзьям. С точки зрения законодательства, это вполне правомерно. Между тем, директор и завучи школы говорили Павлу Юдину, что если все 600 учащихся будут носить Библию в школу, то это будет нарушением закона. Более того, пастору говорили, что еще нужно проверить эту книгу на предмет экстремизма. Пастор намерен добиваться справедливости и подтверждения своего законного права на выражение религиозных убеждений, так как это прецедент, который должен защитить всех христиан, в том числе и православных.

Руководство школы отрицает тот факт, что оно оказывало давление на школьниц и предъявляло им какие-либо претензии. По словам завуча школы 2032 Елены Баженовой, с девочками поговорили и никто им ничего не запрещал, а их отец сгущает краски. С ним учителя не смогли найти общего языка. Легко себе представить, отметила Баженова, какая была реакция у классной руководительницы, когда она увидела, что в классе читают Новый Завет. Книги, которые раздали школьницы, не похожи на классический вариант издания. В их книгах была ссылка на молодежную общественную организацию «Новое поколение», даны ее координаты и сайт, так как эта организация издавала эту книгу. Это смутило руководство школы, и классная руководительница просто попросила вернуть эти книги обратно. Как подчеркнула Баженова, в школе обучаются дети разных религий, а учителя не знали можно ли распространять такую книгу и что это за церковь, хотя все знали, что девочки посещают христианскую церковь. Кроме того, не все родители могут согласиться с тем, что их детям раздают такую литературу. Двое родителей, по словам завуча, спросили, зачем их дети брали такую книгу, поэтому могут возникнуть этические проблемы, могут быть обижены чьи-то религиозные чувства. Со стороны школы, как отмечает завуч, прозвучала просьба по отношению к пастору и его дочерям — без ведома руководства школы не дарить и не раздавать никаких книг, не проявлять своих религиозных убеждений. Кроме того, распространение Нового Завета противоречит как минимум Уставу школы, в котором записано, что создание и действие религиозных организаций в школе запрещено, а также Закону об образовании.

Пастор Павел Юдин уверен, что руководство школы пытается смягчить возникший конфликт, избежать обвинений в излишнем и грубом давлении на учащихся. Дело в том, что издавший книгу фонд «Новое поколение» не является религиозной организацией, а поскольку он издавал книгу, то и был обязан указать свои координаты в издании. Дети дарили книги в частном порядке, а запрет на ведение религиозной пропаганды относится скорее к самим преподавателям. По словам пастора, после произошедшего руководство школы пыталось склонить его и школьниц к подписанию протокола беседы, согласно которому пастор признавался бы в том, что он больше не допустит распространения Нового Завета, но служитель церкви отказался это сделать (пастор сделал аудиозапись этой беседы). Директор школы также в телефонном разговоре с пастором пыталась в резкой форме убедить его и его дочерей дать обещание ничего подобного не делать. Когда в руководстве школы поняли, что пастора будет сложно убедить, ему позвонили якобы из Комиссии по делам несовершеннолетних. Некая сотрудница сообщила, что дочь пастора хотят поставить на учет на предмет распространения религиозной литературы и религиозной пропаганды в школе. Пастора даже припугнули возможностью возбуждения уголовного дела по данному факту. Однако впоследствии Павлу Юдину никто не перезвонил, координат не оставил, и больше угроз в адрес пастора пока не поступало.






также в рубрике ] мы: