10 Января 2011
Рассмотрение кассационной жалобы Министра обороны РФ и Главнокомандующего штабом ВМФ на решение Люберецкого гарнизонного военного суда от 30 ноября 2010 года о незаконном увольнении бывшего командира Центральной авиационно-технической базы ВМФ подполковника В.И. Биронта состоится 13 января в 10.00 в Окружном военном суде, сообщает портал «Религия и право».
Как отметил адвокат В.И. Биронта подполковник юстиции запаса Анатолий Пчелинцев, министр жалуется на то, что телеграммма о судебном заседании была получена несвоевременно, то есть Министерство обороны РФ не было уведомлено о месте и времени проведении заседания. Между тем, в реальности дело обстояло так. Телеграмма была получена в МО РФ еще 25 ноября сппециальным чиновником министерства, который так и называется — Уполномоченный на получение телеграмм. Однако получается, что за пять дней до суда до министра обороны телеграмма так и не дошла, ее просто не смогли поднять с 1 до 5 этажа.
Кроме того, в кассационной жалобе отмечается, что расследование после пожара было проводить необязательно, так как дисциплинароное производство отдаетсся на усмотрение командования. По словам Пчелинцева, в жалобе не учитывается и, можно сказать, прямо игнорируется один из пунктов устава, где отмечается, что в случае грубого нарушения дисциплины расследования должно проводиться в обязательном порядке. А подполковнику Биронту и его сослуживцам вменяется грубое нарушение правил пожарной безопасности.
В этом деле, по мнению адвоката Анатолия Пчелинцева, как в зеркале отразились современные проблемы армии и флота, издержки и методы ее неумелого реформирования. Это, прежде всего, социальная и правовая незащищенность военнослужащих. Как очевидно из дела Биронта, командир части с выслугой 26 лет, верой и правдой служивший Отечеству в отдаленных гарнизонах России, был уволен из вооруженных сил без предоставления квартиры. При этом, у В.И. Биронта жена — инвалид, а дочь студентка. В такую же ситуацию попадают и другие военнослужащие. Из одних делают бомжей, других увольняют без пенсии.
Все это, как подчеркивает адвокат Пчелинцев, происходит из-за непродуманного сокращения личного состава вооруженных сил. К примеру, в воинской части, которой командовал Биронт, в ноябре 2009 года были сокращены 12 военных пожарных (3 автомобильных расчета), в соответствии с распоряжением Генштаба ВС РФ.
Военная реформа, по мнению Анатолия Пчелинцева, не защищает конкретного солдата и офицера, а также снижает эффективность принятия решений (об этом красноречиво свидетельствует история с уполномоченным по принятию телеграмм в МО РФ, который не смог за пять дней принести телеграмму руководству — возможно, ждали ууполномоченного по принесению телеграмм). Получается, что если вдруг на Красную площадь опять прилетит Матиас Руст на самолете, то также могут думать пять дней — докладывать командованию или же нет.
Напомним, что в конце июля и начале августа 2010 года из-за аномально жаркой и сухой погоды в Московской и прилегающих областях в лесных массивах возникло множество очаговых возгораний. В ряде случаев пожары привели к полному выгоранию целых населенных пунктов с гибелью людей и домашних животных. Не обошла стороной огненная стихия и воинские части, дислоцирующиеся в лесах.
Так, 29 июля возник пожар на Центральной авиационно-технической базе ВМФ под г. Коломной. В 6 часов утра на расстоянии 300-400 метров от базы в лесу военным пожарным постом был выявлен быстро распространяющийся огонь. Мобилизованными силами и средствами личного состава базы (30 матросов, плюс офицеры и прапорщики), а также вызванными на помощь офицерами и солдатами соседних воинских частей (более 40 человек) пожар был локализован. При этом неоднократно вызываемые пожарные машины местного управления МЧС ввиду чрезвычайности ситуации и большого количества пожаров по всему району так и не приехали. Следует сразу оговорить, что своей штатной команды противопожарной защиты база не имеет. На основании указаний Генерального штаба ВС РФ от 17 ноября 2009 г. № 314/4572 такая команда в составе 12 человек и двух пожарных автомобилей была расформирована.
К 16 часам того же дня температура воздуха достигла рекордной отметки 39,5 градусов, а на поверхности почвы - свыше 50 градусов. Порывы ветра, по данным метеослужбы, достигали до 18 м/сек. В это время пожар возобновился с новой силой в виде верхового огня высотой до 30 метров. Огонь перекинулся на территорию базы. Несмотря на отсутствие основных средств пожаротушения, военнослужащие активно боролись с огнем, проявляя личное мужество, вывезли секретную и финансовую документацию, стрелковое оружие и боеприпасы, другое военное имущество и технику. Когда огонь перекрыл военнослужащим все дороги отхода, и они оказались в огненном мешке, подполковник В.И. Биронт вывел матросов через колючую проволоку.
С 19.40 до 20.40 в тушении пожара принял участие пожарный вертолет МЧС, который сделал 18-20 подлетов, заливая водой очаги пожара, которые уже были локализованы (с экипажем вертолета не было связи). Пожарный расчет местного МЧС в составе одной машины прибыл только после полуночи. Пожар был локализован в районе 1 часа ночи 30 июля.
В результате пожара сгорели 16 хранилищ с имуществом из 41. Пожаром государству причинен значительный материальный ущерб. В ходе тушения пожара ожоги различной степени тяжести получили подполковник Биронт В.И. и матрос Некипелов Д.В., в связи с чем они находились на излечении.
Еще не остыл пожар, а уже 5 августа приказом Министра обороны РФ № 1049 за невыполнение требований пожарной безопасности, повлекшее значительный материальный ущерб, была уволена (за невыполнение условий контракта) большая группа офицеров, включая подполковника Биронта. 6 августа этот приказ был продублирован приказом № 224 Главнокомандующего ВМФ. При этом никакого разбирательства на момент увольнения, как того требует ст. 81 Дисциплинарного Устава ВС РФ, не проводилось. Вина военнослужащих установлена не была. Протокол с выводами не составлялся и на ознакомление военнослужащим не предоставлялся. Были также грубо нарушены требования ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, которые обязывают перед увольнением военнослужащего произвести точный расчет сроков его службы. Об этом должен уведомляться военнослужащий, и он имеет право предоставить возражения. С ним проводится в обязательном порядке индивидуальная беседа, которая отражается в листе беседы. Более того, главком ВМФ превысил свои полномочия уволив командира базы подполковника Биронта, поскольку это исключительно прерогатива министра обороны.
Акт расследования комиссией ВМФ был составлен только 12 августа. При этом из 15 подписавших его лиц, 7 не принимали участия в расследовании обстоятельств дела. Согласно выводам комиссии основная причина пожара – отсутствие 50-метровой противопожарной полосы вокруг базы (по периметру это 8 км). О необходимости создания такой полосы подполковник Биронт неоднократно информировал вышестоящее командование, поскольку это вопрос не его компетенции. Предыдущий командир базы за попытку самостоятельно прорубить такую полосу был привлечен к уголовной ответственности.
Таким образом, подполковник Биронт и другие офицеры стали жертвой военно-чиновничьего произвола. Некоторые из уволенных офицеров не имели отношения к данной базе, а один из офицеров находился в должности всего 7 дней. Кстати, подполконик Биронт находился в должности командира базы также непродолжительное время - 2 месяца и 25 дней и в Положении об искомой базе, утвержденной 30 октября 2009 года Министром обороны А. Сердюковым, в круге его обязанностей не предусмотрено руководство противопожарной безопасностью. Устав внутренней службы возлагает эти обязанности на заместителя командира по тылу.
Между тем, военно-следственным комитетом по данному факту пожара возбуждено уголовное дело. За 5 месяцев расследования виновность подполковника Биронта и других офицеров базы не установлена. В связи с несправедливостью действий военного командования большая группа жителей военного городка, гражданских служащих военной базы и военнослужащих обратилась в различные высшие инстанции, вплоть до Верховного главнокомандующего, с просьбой о восстановлении справедливости. Официальных ответов до сего дня не поступило.