21 Декабря 2010
Дискуссия о возможности создания и перспективах развития христианско-демократического движения в России состоялась 16 декабря в Славянском правовом центре. Обмен мнениями был приурочен к презентации книги Сергея Мезенцева «Мировая христианская демократия: теологические, философские, научные основы и проблемы».
Монография профессора Московского государственного строительного университета, ставшая поводом для дискуссии, подробно освещает теоретические основы христианско-демократического движения в его философско-религиозном, социальном, экономическом, политическом, культурном аспектах. Судя по отзывам специалистов, книга Мезенцева -- претендующая на энциклопедическую полноту история западной христианской демократии, опыт которой автор и его единомышленники проецируют на Россию.
Стремление воплотить идеи христианской демократии в нашей стране выразилось в Декларации ценностей социал-христианского общественного движения (СХОДа). Документ также был представлен С.Мезенцевым как одним из авторов. Текст начинается с утверждения о приоритете заповедей Божьих в деятельности членов СХОДа и, соответственно, о «приверженности идеям духовности, нравственности, человеческого достоинства и социальной справедливости». В Декларации СХОДа затрагиваются проблемы экономического развития, государственного управления, общественной жизни, сохранения традиционной семьи, религиозного и нравственного воспитания, охраны окружающей среды, борьбы с алкоголизмом и наркоманией. По мнению С.Мезенцева, вокруг этой идейной платформы могли бы сплотиться широкие общественные силы, представители разных религий. В частности, он придает большое значение поддержке программы СХОДа со стороны православных.
Последнего не исключает известный адвокат Анатолий Пчелинцев. Выступая на презентации, он выразил уверенность, что сегодня, когда в стране сложилась почти революционная ситуация, спрос на идеи христианских демократов есть. В частности, широкий спектр социальных приоритетов Декларации СХОДа может быть близок таким православным движениям, как «Народный собор» или «Православные хоругвеносцы», считает А.Пчелинцев. Он не исключает также, что со временем христианско-демократическое движение в России может перерасти в партию, а его представители окажутся «хотя бы в законодательной власти».
Более скептический взгляд на перспективы христианской демократии в России отличает коллегу А.Пчелинцева – адвоката Владимира Ряховского. По его словам, сейчас не востребовано движение, которое хотело бы привнести в политику христианские ценности. «У нас разве есть христианство? У нас говорится только о православии, все остальное христианское душится. Первым противником объединения народа вокруг христианских демократов будет РПЦ, она не захочет иметь никакого посредника между собой и властью, тем более в лице христианских демократов», -- так понимает В.Ряховский причины отсутствия широкой базы у идеологов СХОДа.
Далее слово получил человек, который стоял у истоков российского христианского демократического движения в конце 1980-начале 1990- х гг. – Александр Огородников. В августе 1989 года он организовал Христианско-Демократический союз (ХДС) России, став его председателем. В 1990 году стал редактором газеты «Вестник христианской демократии». В сентябре 1992 года вступил вместе со своей партией в блок «Новая Россия», созданный в начале 1992 года социал-демократами, социал-либералами, Крестьянской и Народной партиями. Однако в начале 1990-х идеи, выдвинутые Огородниковым, не нашли широкой поддержки, и произошло это из-за того, что против христианских демократов выступили и Кремль, и священноначалие РПЦ, отметил он на вечере.
Нынешнее оживление общественного движения в христианской среде дает надежду на развитие христианско-демократического движения, в котором «есть огромная нужда», сказал далее А.Огородников. «Потенциал этого движения колоссален в будущем. Власть ему будет препятствовать. Это будет мирянское движение снизу. Иерархия на первом этапе не будет участвовать, возможно, даже будет скрыто саботировать, а потом – присоединится. В РПЦ пришел средний класс, он не может быть просто безгласным стадом, он требует своего места в обществе и хочет, чтобы принципы, которые он исповедует, воплощались в жизни государства», -- так видит отдаленные перспективы христианской демократии А.Огородников. «Мы обречены на появление большой общественной силы, которая разделяет христианские ценности», -- заключил он.
В ходе дискуссии выяснилось, что немногие участники вечера разделяют столь оптимистичный взгляд. Одни говорили, что христиан разных конфессий может объединить социальное служение; иные возражали, что оно неотделимо от миссионерства и поэтому единение на этой почве невозможно; что в социальном служении легче найти язык с мусульманами, чем протестантам с православными. Высказывались мнения о том, что прежде чем говорить о взаимодействии с другими конфессиями, российским протестантам следует преодолеть разобщенность в своей среде.
Тем не менее, это не поколебало уверенности профессора Мезенцева в том, что в «предреволюционной ситуации» идеи христианской демократии будут востребованы, движение станет самостоятельным и заметным на российском общественном поле.
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-инфо"