|
Создан Всероссийский муфтият. Учредительная конференция новой централизованной религиозной организации мусульман России прошло в среду в Москве
8 Декабря 2010
Учредительная конференция новой централизованной религиозной организации мусульман России прошло в среду в Москве.
"В ее работе приняли участие руководители духовных управлений мусульман Ставропольского, Пермского краев, Мордовии, Урала и Рязанской области, расположенных на территории четырех федеральных округов страны и объединяющих в своем составе сотни мусульманских религиозных объединений и духовных учебных заведений, организаций социального и гуманитарно-благотворительного назначения", — сообщил "Интерфакс-Религии" один из учредителей этой структуры, муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин.
Название новой организации — Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият).
Поводом для ее создания стала, по словам М. Хузина, "назревшая потребность и важность консолидации мусульманского сообщества России".
Созданная организация ставит цель "обособившись от постоянных внутримусульманских противостояний и нездорового соперничества между мусульманскими лидерами и организациями, путем полноценной и системной работы прийти к единству мусульманской общины России, что станет безусловным благом для самих мусульман и послужит укреплению российской государственности".
Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) станет уже четвертым по счету централизованным муфтиятом страны после Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
Председателем новой организации избран глава Духовного управление мусульман Ставрополья Мухаммад Рахимов.
РАИС (Всероссийский муфтият) декларирует достижение единства мусульман через всеобщее согласие и преемственность традициям российского традиционного просвещенного ислама. В стремлении к своим целям РАИС намерена вести согласованную работу с Центральным духовным управлением мусульман, Казанским муфтиятом и Координационным центром мусульман Северного Кавказа.
Среди главных направлений работы — профилактика религиозного фанатизма, углубление диалога с представителями традиционных религий России, "прежде всего с братской Русской православной церковью", развитие диалога с мусульманами стран постсоветского пространства, объединенными в Консультативный совет под руководством главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде, просветительская деятельность, подготовка "надежных и преданных своему Отечеству" священнослужителей, педагогов и богословов, воссоздание отечественной исламской богословской школы, издание и популяризация трудов российских богословов, исламоведов, историков и литераторов, создание единого и унифицированного исламского образовательного пространства в России.
Учредители Всероссийского муфтията считают также своими задачамистроительство мечетей в соответствии с традициями народов России "с учетом ментальности и специфики регионов страны", создание Фонда помощи религиозным лидерам, членам их семей и журналистам, погибшим от рук экстремистов и террористов, создание положительного образа мусульманина и ислама в обществе и др.
Анастасия Митрофанова, политолог:
Исламское сообщество полицентрично, поэтому центральной власти сложно им управлять. Православным сообществом управлять значительно легче, потому что оно имеет иерархическую структуру (хотя в последнее время это утверждение можно поставить под сомнение из-за появления множества альтернативных центров влияния, например, различных "старцев"). На протяжении всей истории отношений российского государства с мусульманским сообществом государство старалось институционализировать и централизовать исламские общины. Попытки создания единых мусульманских религиозных организаций, объединяющих все общины, предпринимались в Дагестане (ДУМ Дагестана) и в Татарстане (ДУМ Республики Татарстан).
Для федеральной власти исключительно удобным было бы создание единого Духовного управления России, которое возглавил бы один человек (Верховный муфтий России) — по образцу церковной организации у православных. С такой идеей в апреле 2005 г. выступал А. Аслаханов, министр юстиции Ю. Чайка, еще раньше М. Шаймиев.
Российские чиновники автоматически применяют к мусульманам принципы, наработанные во взаимоотношениях с Русской православной церковью. Например, мусульманские общины, отошедшие от ДУМов, трактуются как "сектанты".
Однако реализация идеи "единого муфтия" вряд ли возможна. Ислам, в отличие от православия, изначально строился как неиерархическая сетевая структура. Отсутствие священства и таинств, возможность исповедывать веру тайно и "самостоятельно" делают ислам почти невосприимчивым к попыткам контроля. Создание единой мусульманской организации не приведет к желаемому для государства результату, потому что мусульмане могут относительно просто создавать параллельные структуры.
Анастасия Митрофанова — доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ
Роман Лункин, Институт Европы РАН:
Создателям нового Всероссийского муфтията, вполне возможно, надоели постоянные, уходящие корнями в прошлое, разногласия между представителями существующих объединений мусульман России. Нормальному диалогу на официальном уровне и на уровне регионов часто мешают личные амбиции и интересы. Российскую ассоциацию исламского согласия создали те, кто нашел в себе силы встать над существующими противоречиями.
Кроме того, исламская умма склонна к постоянному делению в зависимости от того, какие духовные лидеры появляются в мусульманском сообществе и как они строят отношения с властями. Чем больше будет в стране мусульманских объединений, тем сложнее будет представителям власти контролировать этот мир. Уже сейчас чиновникам приходится лавировать между двумя Верховными муфтиями и заигрывать с влиятельным татарским исламом.
Очевидно, что новый Всероссийский муфтият не мог быть создан без одобрения или, по крайней мере, обсуждения в Администрации президента РФ, заинтересованной в существовании хотя бы одного объединения мусульман, которое было бы абсолютно лояльно чиновникам (а это в принципе невозможно, если только кратковременно).
Учитывая современное влияние РПЦ на Администрацию главы государства, создание нового муфтията должно отражать также и интересы РПЦ, которой необходим послушный и «единый для всех мусульман» глава «традиционной» религии. Немаловажно, что он должен поддерживать все проекты патриарха Кирилла и инициативы Церкви по строительству 200 храмов (строить десятки храмов, возможно, будут в каждом крупном городе России), которые часто подвергаются резкой критике в мусульманской среде.
И действительно, в первом же заявлении о создании муфтията говорится о развитии отношений «прежде всего с братской Русской православной церковью». Более того, есть и еще один показатель — это стремление развивать диалог с мусульманами стран постсоветского пространства, объединенными в Консультативный совет под руководством главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде. Именно этого лидера исламовед из патриархии Роман Силантьев неоднократно называл главным другом России и Русской православной церкви и противопоставлял Совету муфтиев России, который пытался оспорить лидерство главы Управления мусульман Кавказа.
Наконец, проект «объединения мусульман» вызревал по мере вызревания идеи финансовой поддержки ислама в России через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Государственные деньги лучше всего тратить на «своих» людей, а не раздавать всем.
Однако это отнюдь не означает, что новая исламская инициатива будет развиваться именно так, как руководителям муфтията скажут в президентской администрации или в кулуарах Межрелигиозного совета России, собирающегося под эгидой РПЦ. И это не значит, что финансироваться исламская культура и образование будут так, как этого хотят власть и РПЦ, но тут уж ничего не поделаешь: человек предполагает, а Аллах располагает.
Источник: "Ежедневный журнал"
|
|
|