Напомним, что в качестве Приложения № 2 к письму Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа, предлагавшему методы противодействия "сектанству", был использован так называемый "антисектантский список", принятый на "Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма»", проходившей в Екатеринбурге с 9 по 11 декабря 2002 г.
Епископ РОСХВЕ по ХМАО-Югре Василий Витюк обратился с письмом в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с просьбой дать оценку озвученным событиям.
Эксперты аппарата подготовили свое заключение, дающее правовую оценку подобным действиям чиновников.
В заключении, помимо прочего, указывается, что "изучение распорядительных документов Администрации ХМАО показывает, что содержащиеся в них указания противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному Закону "О свободе совести и религиозных объединениях" и иным нормативным правовым актам, относящимся к законодательству о свободе совести".
Эксперты говорят о превышении полномочий органами власти Ханты-Мансийского автономного округа, поскольку регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено исключительно к компетенции Российской Федерации, в то время как органы власти субъектов Российской Федерации наделены только правомочиями по их защите.
В отношении расторжения договора аренды с одной из церквей региона отмечается, что вынесенное Департаментом предписание, обязывающее администрации муниципальных образований расторгать договоры аренды помещений, заключенных с религиозными организациями, до истечения их срока, является грубым вмешательством в их правомочия по распоряжению собственным имуществом, закрепленные в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наиболее интересным представляется п. 5 указанного заключения. Эксперты аппарата Уполномоченного по правам человека указывают, что "Конституция Российской Федерации и фелеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере свободы совести, содержат в себе исчерпывающий перечень нормативных понятий и терминов, которые могут и должны быть использованы в текстах иный правовых документов. Употребление должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления в служебно-распорядительных документах неправовых терминов не допускается (здесь и далее выделено редактором).
Исходя из этого, использование в Инструктивном письме Департамента таких понятий как "деструктивный", "тоталитарный", "секта" неправомерно. Более того , они имеют ярко выраженный негативный оттенок, что создает предпосылки к разделению граждан России по признаку их принадлежности к религиозным объединениям".
Особо хотим подчеркнуть важность пункта 6 экспертного заключения: “Прилагаемый к письму Департамента в качестве Приложения № 2 список организаций, причисленных к “тоталитарным сектам и группам с аналогичными признаками” не может служить основанием для применения мер по ограничении прав граждан на свободу совести. Данный список был составлен по итогам научно-теологических конференций, которые проходили в различных регионах России в начале 2000-х годов. Как известно, он выражает исключительно субъективное мнение одной религиозной организации в отношении других, и включение либо не включение в него той или иной организации не может иметь никаких правовых последствий”.
На основании этого заключения администрацией Ханты-Мансийского автономного округа уже принято решение признать письмо Департамента труда и социальной защиты населения недействительным, также принято решение об изъятии всех материалов с информационных стендов.
Таким образом, эксперты поставили точку в вопросе использования в деятельности государственных и муниципальных органов неправовых материалов любых “научно-практических конференций”.
Ян Максимов