О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Маргарита Ольховская. Добровольная сертификация антинаркотических организаций (АННКО) как способ повышения эффективности деятельности гражданского общества

  версия для печатиотправить ссылку другу
Маргарита Ольховская. Добровольная сертификация антинаркотических организаций (АННКО) как способ повышения эффективности деятельности гражданского общества
14 Сентября 2010

В последние десятилетия наркомания в России приобрело масштаб, который поставил ее в ряд наиболее острых социальных проблем. Сегодня она самым серьезным образом влияет на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику и  правопорядок в стране.  Пристрастие к наркотикам влечет за собой повышение  уровня смертности среди молодёжи, рост преступности, распространение социально-опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, гепатиты и т.д.), разрушение семей, а также способствует снижению нравственного уровня общества, его маргинализации. Наркомания разрушает культуру уважения человеческого достоинства, создавая  особую «субкультуру наркотиков», относящуюся к разряду деструктивных мировоззренческих систем.  Такие системы формируют  устойчивый стиль жизни адептов,  ведущий к разрушению здоровья, деградации личности и «выпадению» человека из социума.

Противодействие пагубному влиянию наркотиков безусловно должно являться не только государственным, но и общественным делом. При этом, если лечение и медицинская реабилитация зависимых людей осуществляется только в государственных учреждениях, то деятельность по социально-психологической адаптации наркоманов сегодня полностью отдана на откуп общественным организациям. Именно поэтому в настоящее время антинаркотические некоммерческие организации (далее – АННКО) составляют основу социального реабилитационного пространства для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических веществ.

Такая ситуация сложилась естественным путем, поскольку именно эти организации демонстрируют наиболее высокую эффективность при проведении курсов социальной реабилитации – не менее 40% успешно проходящих реабилитацию и имеющих ремиссию не менее 3-х лет.

По данным статистики, на данный момент в России существует несколько тысяч самофинансируемых антинаркотических центров. Некоторые из них объединены в крупные сети, счет которым пошел на десятки. Лидируют на этом рынке фонды, так или иначе связанные с религиозными организациями, хотя формально они могут быть независимы от каких-либо церквей.

 Деятельность реабцентров в корне отличается от работы медицинских учреждений. Во-первых, социальная реабилитация не подлежит лицензированию, а, следовательно, и контролю со стороны государства. Кроме того, методы действия общественников также не совпадают с официальной наркологией. Если, согласно медицинскому подходу, вначале нужно реабилитировать саму личность, а затем, восстановившись, человек изменит свои социальные связи, то общественные организации придерживаются противоположной точки зрения. Основной их метод — это замена деструктивных интересов человека, погруженного в субкультуру наркотиков, на позитивные социальные связи, благодаря чему со временем изменится и «ядро» человека.

Таким образом, стратегическая цель АННКО – повышение устойчивости общества путем снижения уровня его наркотизации через пропаганду здорового образа жизни, социальную реабилитацию людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с употреблением наркотических средств, повышение уровня гражданской ответственности населения.

Данная цель достигается решением  следующих основных задач:

- профилактика асоциального образа жизни, связанного с употреблением наркотических средств, в том числе через пропаганду здорового образа жизни и повышение гражданской ответственности населения;

- социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в связи с употреблением наркотических средств;

- развитие эффективного взаимодействия общественных институтов, властных структур, частных лиц с целью решения проблем, связанных с противодействием наркотизации общества.

Среди основных принципов деятельности АННКО можно выделить принципы:

- легитимности: АННКО последовательно  действуют в рамках установленного законодательства, стандартов  и других добровольных обязательств;

- открытости: Информация о деятельности АННКО предоставляется в установленном порядке всем заинтересованным сторонам;

- уважения и доверия: АННКО признают значимыми любые  мнения, оценки и суждения и внимательно относятся к ним при решении соответствующих  вопросов, не допуская при определении своих позиций дискриминации и диффамации на основе  социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, других проявлений экстремизма;

- ответственности: АННКО принимают на себя добровольные обязательства  стремиться к объективности своих суждений и гражданской ответственности при принятии решений и реализации программ и проектов;

- партнерства: АННКО действуют в духе развития партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в процесс противодействия распространению наркомании.

   В настоящее время АННКО с целью реализации уставных целей осуществляют следующие виды деятельности:

- разработка и реализация документов стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования с учетом федеральных, региональных и муниципальных программ по противодействию распространения наркомании;

- разработка и исполнение собственных и партнерских проектов, направленных на обеспечение целей, поставленных в плановых документах;

- разработка и реализация программ по профилактике асоциального образа жизни, связанного с употреблением наркотических средств;

- разработка и реализация программ по пропаганде здорового образа жизни и повышению уровня гражданской ответственности населения;

- проведение массовых публичных мероприятий и благотворительных акций, направленных на противодействие распространению наркомании;

- социальное обслуживание людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств;

- участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам противодействия распространения наркомании в порядке и объеме, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;

- осуществление профессионально-методического обмена опытом в области решения проблем наркотизации общества со всеми заинтересованными сторонами, в том числе зарубежными партнерами;

- издание методических пособий, других информационных материалов по тематике, связанной с антинаркотической деятельностью и пропагандой здорового образа жизни;

- представление и защита своих прав и прав участников программы социальной реабилитации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Опыт противодействия распространению наркомании показывает, что инициативы институтов гражданского общества могут быть достаточно эффективными  только при действенной поддержке государственных и муниципальных структур,  взаимодействии с иными институтами и организациями, заинтересованными в противодействии распространению наркотиков.  Такое  широкое  взаимодействие позволяет сформировать у общества морально-психологический иммунитет к наркотическим препаратам, а также помогает вернуться к нормальной социальной жизни всем желающим избавиться от наркотической зависимости.

Необходимо учитывать также, что в процессе реабилитации АННКО должны делать акцент на восстановлении социального статуса реабилитируемого, содействии в приобретении им работы, жилья, в восстановлении здоровья.

Сегодня в секторе антинаркотических некоммерческих организаций  активно развивается процесс саморегулирования, что лежит в русле общего тренда политики  дерегулирования – снижения степени государственного вмешательства в ход социально-экономических процессов, заявленного высшим российском руководством.

Одним из наиболее интересных проектов, реализуемых в этом плане, является проект «Добровольная сертификация антинаркотических некоммерческих организаций».

Ядром проекта является Система добровольной сертификации на соответствие требованиям стандарта «Антинаркотические некоммерческие организации: цели, виды и принципы деятельности; требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств; критерии оценки результативности основных направлений деятельности».

Стандарт является стандартом организации. Разработка аналогичных стандартов и систем сегодня активно используется в банковском секторе, строительстве, ЖКХ и т.д. Национального стандарта в данной сфере не существует.

Заказчиком Стандарта выступило региональное управление ФСКН Свердловской области, а в процессе его разработки участвовали представители около 200 центров социальной реабилитации, наркологи нескольких регионов, юристы, специализирующиеся в некоммерческом праве. Стандарт в значительной мере обобщил опыт сектора. Сегодня о своем  решении участвовать в   добровольной сертификации заявили такие сети,  как Древо жизни, Тин Челендж,  Новое поколение. География проекта на настоящий момент охватывает практически всю территорию России от Калининграда до Камчатки. Уже на данный момент вышеназванный стандарт  активно применяется  антинаркотическими  НКО  в ряде регионов России (Свердловская, Челябинская, Пермская, Кемеровская  области, ХМАО и другие). В Свердловской и Челябинской области начат процесс сертификации организаций. Сертифицирующей организацией в рамках данного проекта является Екатеринбургский центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество».

Важно отметить, что  любой стандарт – это наилучшая принятая практика, обобщаемая  определенным профессиональным сообществом, каким сегодня становится сообщество антинаркотических некоммерческих организаций. Стандарты – это не государственные законы или  регламентации, а профессиональные  своды, представляющие собой особые институты саморегулирования  определенных секторов как бизнес-сообщества, так и гражданского общества.

Данный стандарт разработан с целью повышения социальной эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций и качества услуг, оказываемых ими в ходе социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств.

До настоящего времени деятельность АННКО регулировалась соответствующим законодательством, требованиями уставов конкретных центров, а также методиками и рекомендациями, регулирующими некоторые аспекты деятельности отдельных организаций и сетевых объединений. При разработке Стандарта был обобщен многолетний опыт применения АННКО указанных выше документов, а также использованы аналитические материалы экспертов по деятельности сектора АННКО, которые были актуализированы в свете целей этого документа.

Стандарт включает  три основных раздела:

1. Стратегическая цель, задачи, принципы и виды деятельности

Данный раздел описывает базовые концептуальные и методологические установки, сложившиеся в ходе формирования  антинаркотического  сектора  гражданского общества, которые выразились в системе целей,  принципов и видов деятельности.

2. Требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программ социальной реабилитации

 Данный раздел устанавливает нормы деятельности АННКО, связанной с оказанием, в рамках программ социальной реабилитации, услуг конкретным потребителям, и адаптирует требования национальных стандартов  к методологическим особенностям социального обслуживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, антинаркотическими  некоммерческими организациями. Сюда входит, в частности, правовая помощь в восстановлении документов, жилищных вопросах или получении пособий, психологический патронаж, знакомство с основами семейных отношений, технологиями построения малого бизнеса и так далее. На последнем этапе рекомендуется активное вовлечение реабилитируемых в антинаркотическую деятельность.

3. Критерии оценки  результативности основных  направлений деятельности АННКО

 Данный раздел предлагает систему показателей результативности базовых направлений деятельности АННКО, которые последние  могут использовать для публичной отчетности, при самооценке АННКО своей работы, а также при проведении нефинансового аудита их деятельности.

Стандарт определяет стратегическую цель и задачи АННКО, устанавливает основные нормы и принципы их деятельности по социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программы социальной реабилитации, а также предлагает комплекс критериев, позволяющих оценить результативность деятельности АННКО по ряду базовых направлений.

Учет требований Стандарта обязателен для АННКО  в установленном законом порядке на добровольной основе присоединившихся к Стандарту.

Стандарт не оговаривает всех особенностей деятельности отдельных АННКО. В развитие Стандарта любой АННКО могут быть разработаны свои собственные нормативные документы.

Маргарита Ольховская







также в рубрике ] мы: