В Славянском правовом центре в Москве 6 сентября 2010 года состоялся круглый стол «Противодействие экстремистской деятельности и проблемы соблюдения конституционного права граждан на свободу вероисповедания в регионах России», в ходе которого рассматривалась проблема экстремистской деятельности, камуфлированной религиозными мотивами. Участники мероприятия рассматривали ситуации, когда под борьбу с экстремизмом в рамках отдельных показных кампаний подпадают вполне законопослушные верующие граждане и религиозные объединения. С целью показания нужной статистики, отдельные представители правоохранительных органов в регионах вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений, лишают верующих права арендовать помещения, издавать религиозную литературу, срывают богослужения. К экспертизе, призванной определять факт присутствия в чем-либо элементов экстремизма привлекаются люди, заведомо не имеющие никакой религиоведческой квалификации, не разбирающиеся в религии, но враждебно относящиеся к той или иной конфессии, деятельность которой требуется оценить.
Шоком для присутствующих стала информация от представителей нескольких региональных церквей Евангелистских Христиан пятидесятников. Церкви существующие в России в течении нескольких десятилетий вдруг стали предметом активных посягательств со стороны ряда организаций, призванных охранять покой граждан страны. Например, пастор церкви «Новое поколение» из Благовещенска рассказал, как прокуратура предъявила обвинение церкви в ни больше ни меньше нейролингвистическом программировании, гипнозе и т. п. Причем для обоснования таких претензий прокуратура использовала видеозаписи церковных служб, сделанные самими верующим для распространения среди прихожан церкви. С целью подкрепить свое заключение, прокуратура привлекла местных «светил науки», заведующего кафедрой психиатрии и врача психотерапевта. Однако, профильные специалисты, слабо знакомые с предметом, ставшим объектом судебной экспертизы, выдали заключения, которые категорически не соответствуют требования к рода документам не только по регламенту, но и по существу. Волей неволей в этой ситуации вспоминается о советской карательной психиатрии, которая когда-то использовалась против политических диссидентов, так как теперь то же самое предпринимается в отношении верующих.
Как отметил директор Института религии и права Роман Лункин, церковь «Новое поколение» в Благовещенске хорошо известная и пользуется доброй репутацией, участвуя представительски даже в светских мероприятиях - таких, как День города, например, в праздновании которой участвовала и колонна верующих. Сопредседатель Славянского правового центра Владимир Ряховский, как юрист, представляющий интересы религиозной организации, с нескрываемым сожалением говорил, что за все 17 лет активной работы, социального служения церкви ничего подобного не происходило. В прошлом году церковью "Новое поколение" в соответствии с законом были поданы документы на регистрацию церковной воскресной школы, однако формальные придирки, а затем проверки разного рода, вплоть до проверки на наличие экстремизма за последнее время просто обрушились на верующих. За 4 месяца заведено 5 судебных дел, где прокуратура ссылается на заключения экспертов психиатров, которые усмотрели в службах церкви нейролингвистическое программирование. Кроме того, чиновники от государственного обвинения утверждают что церковь занимается незаконной медицинской деятельностью. Трудно поверить, что подобный абсурд с бездоказательными обвинениями в адрес добропорядочной христианской организации, которая у всех на виду, имеет место в наше время.
Присутствовавший на мероприятии известный специалист по проблемам свободы совести Государственный советник РФ I класса Андрей Себенцов, отметил, что протестантские церкви ведут активную работу с людьми. Поэтому, вполне возможно, что нелепые нападки на них проистекают из ревности тех конфессий, которые в Амурской области не утруждают себя активной работой с верующими. Как считает господин Себенцов, государство должно ориентироваться на законы и Конституцию. Напомнив присутствующим, что статья 2 Конституции гарантирует светский характер государства, а статья 18, Себенцов лишний раз подчеркнул, что действия власти должны обеспечивать права человека - в том числе права верующих, а не препятствовать их осуществлению. Государственный советник выразил искреннее удивление тем, что несмотря на отсутствие каких-либо прецедентов, где протестанты когда-то могли быть замечены ни в склонности к уголовным деяниям, , кто-то пытается и на них навесить ярлык экстремистов. Тем временем, список "экстремистской" литературы продолжает увеличиваться, а количество преступлений экстремистской направленности не уменьшается. Правоохранительные органы, призванные обеспечивать реализацию конституционных прав граждан профанируют общество, делая лишь вид, что исполняют в нем свою определенную Конституцией роль.
По словам Романа Лункина, используемый в Нижневартовске список «сект» просто дублирует аналогичный список печально известного антирелигиозного центра Иринея Лионского, и если чиновники пользуются этим списком, то подобное приводит к уже апробированным результатам - межрелигиозной вражде и конфликтам.
Член общественной палаты и председатель крупнейшего объединений христиан-пятидесятников (РОСХВЕ) епископ Сергей Ряховский высказал крайнее недоумение по поводу одной из статей, которая вышла недавно в прессе, где местный «сектоборец», выдает свои собственные идеи за политику государства. Шельмуя читателя, антикультист утверждал, что для России нет важнее проблемы, чем "проблема сект». Получается, что Федеральный закон "О свободе совести …" 1997 года в его представлении, это закон «о сектах», где этот термин даже не используется.
Присутствовавшие на круглом столе представители прокуратуры и МВД уверяли, что никакой «погони за галочками» ради демонстрации роста показателей в работе их ведомств нет. Представитель прокуратуры обещала самым внимательным образом рассмотреть жалобы. «Мы готовы сотрудничать со всеми конфессиями», заявила она. Сотрудник аппарат МВД сообщил, что милиция использует не только силовые методы, но и уделяет большое внимание профилактике экстремизма. По его словам доказательством того может послужить его собственное участие в данном и других мероприятиях. «Мы открытое ведомство, открытый департамент», - отвечал он на свидетельства о незнании или игнорировании со стороны МВД законодательства, на указание, что органы МВД систематически рассылают безграмотные "просвещающие и обучающие" инструкции для регионов.
Управляющий делами РОСХВЕ епископ Константин Бендас, обратил внимание на то, что показы сюжетов, содержащих недостоверную, и подчас пугающую обывателя информацию о различных церквях участились на центральном телевидении. Для примера он привел передачу «Доброе утро», в рамках которой показывали сюжет из подтасовки смонтированных кадров старых, неизвестно где сделанных съемок. Второго сентября была передача, где говорилось о церкви «Новое Евангелие", и, хотя ведущие с названием все перепутали, было ясно, что сюжет направлен против пятидесятничества в целом. Епископ Бендас перечислил некоторые мифы, использованные в сюжете, рассказал, как все это связали с сатанизмом и закончили утверждением, что в России несколько тысяч "таких сект". Понятно, что это полный абсурд, но епископ убежден что из-за полного незнания людьми действительной ситуации с религией в России, подобные сюжеты генерируют социальную напряженность, которая доведет россиян до беды.
Короткое выступление представителя офиса Уполномоченного по правам человека Михаила Одинцова было очень эмоциональным. Чиновник, имеющий немалый опыт работы в религиозными организациями, с болью в голосе говорил о том, что за последние три года количество обращений в адрес уполномоченного выросло в 7 раз. В данный момент в работе находится более 3000 обращений от граждан – не только персональных, но и коллективных – то есть, от целых групп представителей разных вероисповеданий. Как заметил Одинцов, в отношении верующих совершенно бесцеремонно проводят немотивированные задержания и допросы, представителей и просто посетителей религиозных организаций дактилоскопируют, снимают на видео религиозные обряды и просто передвижения верующих и т.д. Из пятнадцати последних обращений в прокуратуры регионов, офис Уполномоченного по правам человека не получил ни одного ответа по существу. В отписках же сообщается, что "для упомянутых действий были все основания" и все. Михаил Одинцов убежден, что вопросы, связанные с экстремизмом в области религиозной литературы, например, обязаны рассматриваться научными специалистами в области изучения религии. "В этих текстах заведомо нет политики - там религиозные догмы, о которых администраторы имеют малое представление", - заметил Одинцов.
Круглый стол стал очередным мероприятием, на котором представителями правозащитного и научного сообщества была предпринята еще одна попытка приглашения к диалогу администрации центра и регионов. Однако, реальных признаков движения навстречу со стороны власти, ориентированной на странные, малоадекватные с точки зрения общественного блага тенденции, к сожалению нет.
Владимир Никитин.
ReligioPolis