В законодательство РФ необходимо внести изменения, касающиеся регулирования религиоведческой экспертизы, полагает юрист СПЦ Инна Загребина
26 Апреля 2010
В законодательство РФ необходимо внести изменения, касающиеся регулирования религиоведческой экспертизы. Об этом юрист СПЦ, научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина заявила в ходе круглого стола «Свобода совести в России: проблема диалога между конфессиями и диалога конфессий с властью», прошедшего 22 апреля 2010 года в Москве в пресс-центре Славянского правового центра.
По словам Инны Загребиной, многие задаются вопросом о том, нужна ли религиоведческая экспертиза в нашей стране. Однако такой институт должен быть в государстве, поскольку в России существует множество различных религиозных движений и очень важно знать, что они делают и чего от них ожидать.
По мнению Загребиной, надо конкретизировать цели и задачи религиоведческой экспертизы, которые в настоящее время никак не регламентированы. С организацией в 2009 году нового Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы и принятием нового положения о Совете Минюст РФ вышел за пределы своей компетенции. Как отметила Загребина, возможно, и стоит говорить о расширении полномочий государственной экспертизы, но нельзя перечеркивать Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В законе говорится о том, что государственная религиоведческая экспертиза может проводиться только при регистрации какого-либо нового религиозного объединения, которое не входит в централизованные объединения. И это положение закона должно строго соблюдаться. Вместе с тем, в новом положении о Совете при Минюсте РФ говорится о том, что экспертиза может проводиться фактически в рамках контроля деятельности религиозных объединений, что абсолютно некорректно и является вмешательством во внутренние дела религиозных объединений. Возможен лишь контроль по соблюдению религиозными объединениями законодательства РФ.
По мнению Инны Загребиной, цели и задачи государственной религиоведческой экспертизе можно конкретизировать в рамках отдельной главы в действующем законе о свободе совести, либо принять отдельный Закон о государственной религиоведческой экспертизе (также как есть, к примеру, отдельный закон об экологической экспертизе), где подробно описать случаи, когда она должна иметь обязательный характер, а также определить правовой статус эксперта.
Поскольку сейчас четкой регламентации государственной религиоведческой экспертизы нет, то появляются конфессионально ангажированные эксперты, а радикальный сектовед Дворкин является председателем Совета при Минюсте РФ, не имея высшего образования. Во время последнего круглого стола о сектах в информационном агентстве «Росбалт», как отметила Загребина, она задала Александру Дворкину вопрос по поводу того, какие методы использует Совет при проведении экспертизы. На это Дворкин ответил, что тайны Минюста он не выдает. Очевидно, что Дворкин и его ученики не имеют никакого представления о научных методах, целях и задачах экспертизы.
Напомним, что круглый стол был посвящен годовщине начала проведения Всероссийской бессрочной акции за свободу совести «Инквизиторам-нет!» (inkvisitoramnet.livejournal.com/) и проводился по инициативе Института религии и права. В ходе круглого стола обсуждался целый ряд насущных проблем: общение и сотрудничество христианских конфессий в России, эффективность дискуссии вокруг законопроектов, касающихся религиозных объединений, нужна ли государственная религиоведческая экспертиза в России, а также особенности и методы антисектантской деятельности в российских регионах. Среди участников круглого стола были представители различных религиозных объединений, общественные деятели, ученые и правозащитники.