О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

В секту за счастьем? Круглый стол на тему «Жизнь в секте: поиск счастья, уход от реальности или протест?» состоялся в московском пресс-центре «Росбалта»

  версия для печатиотправить ссылку другу
В секту за счастьем? Круглый стол на тему «Жизнь в секте: поиск счастья, уход от реальности или протест?» состоялся в московском пресс-центре «Росбалта»
15 Апреля 2010

Последние террористические акты подняли массу разнообразных тем для обсуждения, в том числе и тему тоталитарных сект. В самом деле – разве жизнь и психология теоррористок-смертниц, как и их хладнокровных шефов, не напоминают именно секту, пусть и в исламе? Тем более, что о сектах – и даже о взрывах в метро (японском, например), устроенных сектантами, мы еще не успели забыть. Круглый стол на тему «Жизнь в секте: поиск счастья, уход от реальности или протест?» состоялся в московском пресс-центре «Росбалта». Разговор получился очень непростым, причем «исламскую тему» пришлось пока немножко отодвинуть на периферию. Как оказалось, с сектами внутри христианства еще не до конца разобрались.

Получилась достойная дуэль с участием сильных оппонентов. С одной стороны — директор Центра религиоведческих исследований во имя святого Иринея Лионского Александр Дворкин, с другой — известный адвокат, старший партнер адвокатского бюро «Славянский правовой центр», эксперт Государственной думы Анатолий Пчелинцев. Оппоненты были поддержаны психологами и юристами.

А проблема, как говорится, «все та же» — кого мы все-таки считаем «сектами», и какие последствия влечет за собой это определение. Позиции были заявлены практически полярные. Александр Дворкин разделяет широко принятую в России классификацию, согласно которой, «секты» — это все религиозные объединения, кроме традиционных конфессий, – то есть, применительно, к христианству, почти все российские протестанты.

Естественнно, секты не все одинаковы – скажем, «классические» баптисты или пятидесятники на нашей земле худо-бедно прижились и зла не делают. Но, скажем, свидетелей Иеговы или же членов Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), в просторечии именуемые «неопятидесятниками» — эксперты относят к сектам тоталитарным. В эту же категорию попадают такие «экзотические христиане», как мормоны, которые к нам прибыли из США, а также нехристанские объединения вроде кришнаитов. Особняком в «религиозном вопросе» стоит движение сайентологов, которое не занимается вопросами загробной жизни, а обещает человеку радикальное решение его проблем на земле, — и потому непонятно, можно ли считать его движением религиозным.

Так или иначе, все секты обещают человеку счастье, — и на какое-то время, даже дают. Особенно поддаются на их «рекламу» люди в состоянии стресса, которых так много в современном динамичном обществе. Человек, у которого случилась беда или ничего не получается с карьерой, в какой-то момент встречает очень деликатного собеседника, который может предложить ему, скажем, работу, лечение, мирное изучение Библии или даже курс иностранного языка. Оказывается, люди в состоянии стресса иногда и на иностранный язык клюют, как ни странно. Если человека, например, бросила любимая жена, или умерла тяжело больная мама, то у него может появиться свободное время – но ему тяжело. И он может попытаться заполнить пустоту иностранным языком – вот только, придя на курсы, кому-то случается обнаружить там нечто иное. У тех же мормонов, курс английского является своего рода «визитной карточкой».

Первый период жизни в секте часто приносит колоссальное удовлетворение, даже счастье. Человек забывает обо всех земных невзгодах – а потом за это приходится расплачиваться. Земная жизнь приходит в полный упадок, окончательно расстраиваются дела, распадается семья, круг друзей. Эйфория проходит, но за ней следует кнут – любимая фраза лидеров многих сект: «Господь тебя так любит, а ты еще не счастлив?» И пока человек не отдаст секте все свои материальные ценности, здоровье и силы, его не выпустят из умелых рук, — а затем, скорее всего, «выкинут на улицу».

Оппонент Дворкина Анатолий Пчелинцев не оспаривал характеристик тоталитарной секты – зато просил основательно уточнить, кто же в России является примером подобной напасти. И вот здесь мнения сторон радикально различаются. По мысли Пчелинцева, подавляющее большинство тех, кого так любят именовать сектантами – это мирные законопослушные российские граждане-протестанты.

По данной логике, настоящих тоталитарных сект в стране было две – это пришедшее из Японии «АУМ Синрике» и «Белое братство», пришедшее на российскую землю с Украины. Вот там, действительно, и заманивали, и обдирали как липку. А злополучное АУМ даже газовую атаку в токийском метро устроило. 

Но все это было в 1990-е годы, то есть, по нынешним меркам, довольно давно. С тех пор власти России, Украины и Японии как следует взялись за эти секты, — и о них давно уже ни слуху, ни духу. Есть какие-то мелкие группы в подполье, но людям они жить не мешают. Правильно, одобряет Александр Дворкин, вот так и надо действовать. А Анатолий Пчелинцев останавливает – подождите, а что ж мы остальных-то под эту гребенку стрижем?!

И РОСХВЕ, и свидетели Иеговы, по оценке Пчелинцева, — это мирные христиане, которые живут, как минимум, не хуже обычных россиян, и семья у них между прочим, как раз-то и не распадается, и детей рождается побольше среднего. Заступился Пчелинцев походя и за кришнаитов, — а вот за сайентологов не стал, и даже рекомендовал Дворкину провести по ним экспертизу, оставив протестантов в покое.

Предметом жесткого спора послужили несколько известных уголовных дел – убийство десятилетнего мальчик Миши Дулова сектантами в 1999 году в якутском городе Алдане или убийство бабушкой и мамой – неопятидесятницами – малолетней девочки в Москве. Анатолий Пчелинцев отметил, что занимался обоими делами как юрист. Что «мама и бабушка» были признаны психически больными, а главный обвиняемый по «алданскому делу» Василий Пискун именовал себя «православным странником». И что нельзя на основании этих трагедий закрывать целые христианские церкви. Но Александр Дворкин стоял на своем: не могут быть случайностью такие «сумасшедшие бабушки»!

Тогда Пчелинцев обратил внимание на то, что признаки сектантства проявляют и многие православные духовные лица – не один же епископ Диомид призывал к отказу от ИНН и новых паспортов. А теперь легковерные бабушки не могут пенсии получить. Но никто ни в чем не обвиняет Русскую Православную Церковь.

Еще один колкий упрек был брошен Пчелинцевым в адрес Дворкина – что же вы, такие подкованные сектоведы, действительно, ваххабитами-то не занимаетесь? Страшно, небось? В общем, стороны не договорились, и стало ясно, что в вопросе о сектах еще очень многое не решено и даже не дообговорено.

Леонид Смирнов.

Источник:
http://www.rosbalt.ru/2010/04/14/728638.html






также в рубрике ] мы: