О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Патриотизмом по лицу. Напавший на Людмилу Алексееву человек оказался православным сектантом?

  версия для печатиотправить ссылку другу
Патриотизмом по лицу. Напавший на Людмилу Алексееву человек оказался православным сектантом?
13 Апреля 2010

«Русский православный патриот» Константин Переверзев сразу объявил о своем православии и патриотизме как только был задержан органами правопорядка после того, как 31 марта 2010 года во время церемонии возложения цветов на месте теракта на станции метро «Парк культуры» совершил нападение на известную правозащитницу – председателя Московской Хельсинкскской группы Людмилу Алексееву, которой исполнилось уже 82 года. Переверзев был нетрезв, но вполне вменяем, его нападение не было случайным. И если даже оно не было спланировано, то оно получило жесткое и определенное идеологическое обоснование из уст самого нападавшего.

В кратчайшие сроки 8 отдел дознания милиции на Московском метрополитене закончил расследование по уголовному делу в отношении К.О. Переверзева. Действия обвиняемого квалифицированы органом дознания по ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ как побои и насильственные действия из хулиганских побуждений, причинившие физическую боль. Защитник Людмилы Алексеевой - адвокат Анатолий Пчелинцев - ходатайствовал о переквалификации действий К.О. Переверзева на ч. 2 ст. 282 УК РФ – унижение достоинства человека по признаку принадлежности к правозащитному сообществу как социальной группе с применением насилия. Однако в удовлетворении данного ходатайства пока было отказано, поскольку, по мнению органа дознания, Переверзев ранее с потерпевшей Алексеевой и ее деятельностью знаком не был, в поле зрения правоохранительных органов как участник организаций экстремистского толка или других неформальных объединений не попадал. 12 апреля дело поступило в судебный участок № 425 мирового суда района Хамовники г. Москвы.

Примечательно, что столь «патриотическое» нападение было совершено на человека практически беззащитного физически, хотя и чрезвычайно сильного духом. Людмила Алексеева является известным общественным деятелем – бессменным руководителем МХГ, членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. За последние три месяца ее неоднократно показывали по телевидению, ее фото публиковалось в различных СМИ и Интернет-ресурсах (главным образом в связи с митингами оппозиции на Триумфальной площади г. Москвы, в том числе в запоминающемся образе Снегурочки). Алексеева стала символом отстаивания своих прав, голосом гражданского общества в современной России, которому чужды национализм и ксенофобия.

К большому сожалению для нашего общества действия и слова обидчика известного общественного деятеля имеют свои источники и в какой-то степени характерны для определенной радикальной патриотической среды, в том числе связанной с православием. Достаточно вспомнить православных консерваторов – бывшего епископа Чукотского Диомида, отлученного от Церкви и лишенного сана, и Константина Душенова, главного редактора газеты «Русь православная», осужденного по ст. 282 УК РФ за разжигание межнациональной розни. Эти люди и целый ряд других менее известных деятелей известны своими антисемитскими взглядами, осуждением нынешнего руководства Русской православной церкви за экуменизм и открытость к обществу, представлениями о мировых жидо-масонских заговорах и т.д.

Известно, что обвиняемый Переверзев 7 лет учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, из которого было отчислен за неуспеваемость. Заведующий кафедрой сектоведения этого православного заведения неоднократно публично обвинял правозащитницу Л. М. Алексееву и МХГ в защите прав религиозных меньшинств и мировоззренческой свободы в России. А Людмила Алексеева подавала на него в суд.

Помимо того, что нападавший получал православное богословское образование, он, как оказалось, также долгое время был алтарником в одном из храмов московской области. Таким образом, в его образованности и православности нет сомнений.

Преступление Переверзева носило прямо провокационный и осознанный характер – он как бы показывал пример другим и демонстрировал свое отношение как «православный патриот». Нанося удар, Переверзев произнес фразу: «Ты еще жива, с*ка!». Эти уничижительные слова не были беспричинными и спонтанными, а были адресованы конкретному человеку. По заявлению очевидцев, при задержании и по пути следования в отделение милиции Переверзев возмущался тем, что его - русского и православного человека - задерживают, высказывал антисемитские взгляды.

Высказывания «патриота» после его задержания в отделении милиции дают довольно ясную картину его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как крайний национализм, оправдываемый православием и воспитанный, в том числе, и на православной почве.

На видеокассете, которая содержится в уголовном деле как вещественное доказательство, видно, что нападавший находится в состоянии опьянения и агрессивен по отношению к окружающим. Помимо отборного мата, Переверзев постоянно ругает жидов, которых «Сталин мало перестрелял». Он говорит: «Я русский православный человек, живу в жидо-мусульманской оккупации» и далее конкретизирует: «Кирилл, путин, Медведев – Мендель Давид Аронович…». Обращаясь к одному из присутствующих, Переверзев кричал: «Поставят печать на правую руку или лоб жиды… русский православный человек, а работаешь на жидовню, … прихвостень жидовский» и т. д.

Словарный запас, касающийся жидов и православия, у человека, напавшего на Алексееву, очень богатый. Из обрывков его речи очевидно, что все эти высказывания и идеи, разжигающие национальную и религиозную рознь, складываются в образ православного сектанта, который убежден в сионистском заговоре, выступает против ИНН, ищет «врагов народа» среди правозащитников, а себя считает «истинно православным патриотом».

Зная всю подоплеку дела Переверзева, сложно оценить его нападение на правозащитницу как банальное насилие из хулиганских побуждений. Уже сейчас очевидно, что националистическая агрессия, ненависть к правозащитникам, ксенофобия и обвинение Запада во всех грехах России активно воспитываются в определенных кругах, а иногда даже обосновываются религиозными мотивами, то есть православием. Но что это за вера, когда молодой человек, считающий себя православным, нападает на православную пожилую женщину? Патриарх Кирилл и многие представители Московской патриархии не раз говорили о необходимости бороться с такого рода «патриотизмом» в церковной среде, с православным сектантством, которое дискредитирует Церковь и саму веру.

Независимо от того, будет ли осужден нападавший или же нет, и каково будет его наказание, это дело – повод задуматься над тем, какие нравственные и патриотические ценности на самом деле вкладывает православная среда в молодых людей, насколько серьезно к оценке и анализу таких явлений внутри РПЦ подходит само священноначалие Московской патриархии. Кредит доверия, которым обладает в российском обществе Русская православная церковь, позволяет ей критично относиться к деятельности и высказываниям отдельных своих представителей, а также публично вразумлять их и, наконец, решать проблемы вместе с обществом.

Роман Лункин.







также в рубрике ] мы: