9 Апреля 2010
Дорогой отец Андрей. Решил написать Вам письмо через СМИ, так как и Ваше и моё служение публичное, и наши слова и поступки оказывают влияние на многих, по крайней мере, в рамках наших конфессий.
Вы – православный христианин, священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата, я - евангельский христианин, священник Церкви Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников).
Несколько дней назад, во время страстной недели, Вы дали интервью пензенской газете «Молодой ленинец» о выведенной Вами формуле конца света… Но, прежде чем мы перейдем непосредственно к интервью, несколько слов о религиозно-общественной ситуации последних лет в Пензенской области:
Надо заметить, что данный регион вообще богат на религиозный экстрим. Достаточно вспомнить историю 2007 года с сидением в подземелье религиозной группы под предводительством Петра Кузнецова, постреливавших изредка из ружья в сторону оцепления и угрожавших сжечь себя, если кто-то попытается вытащить их «на свет Божий». О них Вы сказали что «…это никакие не сектанты, это нормальные православные люди…». Мы помним, что это почти полугодовое затворничество закончилось двумя смертями и пробитой головой их наставника, самого Кузнецова. Кстати, некоторые горе-сектоборцы в начале пытались идентифицировать Кузнецовцев как западную секту.
По сию пору действуют в Пензенской губернии и ряд очень закрытых религиозных мусульманских общин, которые не подчиняются ни Совету Муфтиев России, ни ЦДУМ и, по оценкам ряда пензенских специалистов в религиозной сфере, при случае также не прочь углубиться в земную кору от суетного мира.
В апреле 2008 года, в канун Пасхи, в городе Кузнецк Пензенской области группа нетрезвых молодых людей, видимо, возомнив себя ревнителями православия, ворвалась в молитвенный дом пятидесятнической церкви. «Сектоборцы» избили пастора, угрожая его жене и другим прихожанам пистолетом. Нападавшие кричали, что «…всех вас, сектантов, надо уничтожать!» и угрожали расправой семьям верующих.
В том же году угрозы физической расправы звучали и в адрес пастора евангельской церкви «Благая весть» в городе Сердобске Пензенской области. В село, где живет пастор, и в Сердобск, где проводятся богослужения церкви, также приходили люди и угрожали избиением и смертью, поскольку верующие христиане-евангелисты якобы являются «сектантами». Священнослужителю пришлось в буквальном смысле забаррикадироваться в доме и так пережить осаду нападавших «сектоборцев». Надо заметить, что описанные события произошли после сюжетов, показанных на местном телевидении об опасности «сектантов» и публикаций в местной прессе на эту же тему. В пензенском еженедельнике «Наш город» перед этим была напечатана статья «Бегущие от реальности», где приводились страшилки о том, что «секты» влияют на психику людей, разрушают семьи, заставляют людей продавать квартиры в свою пользу и т.д. К «сектантам» были отнесены не только так называемые новые религиозные движения, но и протестанты - баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, а также были перечислены названия ряда евангельских приходов Пензы и Пензенской области.
Большинство этих фактов не известны столичным журналистам и доставляют беспокойство только местным властям, правоохранителям и более традиционным и умеренным единоверцам.
Но в марте этого года, вновь в канун Пасхи Христовой, хрупкое межрелигиозное согласие Пензенской области было омрачено выходкой молодого клирика, недавно рукоположенного священника Храма-часовни во имя святой мученицы Татьяны при Пензенском государственном архитектурно-строительном университете, Олега Андреева, который начал свой пастырский труд с разжигания религиозной розни путем расклеивания неподалеку от своего храма листовок под заголовком «Русь святая, храни веру православную. Осторожно – секта!». В их тексте содержалась клеветническая информация о вероучении и деятельности евангельской церкви «Живая вера», а протестантским священнослужителям приписывались самые нелепые обвинения, от оккультизма до детоубийства.
Затем, 17 марта юный о. Олег был задержан сотрудниками милиции с баллончиком краски в руках при написании слова «Секта» на заборе и сугробе возле храма евангельской церкви христиан веры евангельской (пятидесятников), входящей в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), епископом которого по милости Божией я являюсь. Причем вел себя «святой отец» далеко не смиренно, угрожал расправой прихожанам и служителям церкви. Надо сказать, что юный художник от своего творения не отрекся, но в присутствии служителей церкви и сотрудников правоохранительных органов пояснил, что таким образом он «выполнял свои миссионерские обязанности».
Поступок о. Олега я, по-человечески, могу объяснить. Молодость ревностна не всегда по уму. Да и как еще молодому священнику обратить на себя внимание вышестояшего начальства? Можно, конечно, детский приют организовать или наркоманов да алкашей спасать из рабства пагубной страсти, привлечь прихожан глубокой и харизматичной богословской проповедью, но это долго и муторно. А так, на заборе пару ругательств накалякал, и уже о тебе в центральной прессе написали, да еще и с фотографиями автора и его творений. Вот она, слава! Простите уж меня за сарказм, но я с детства научен, что царапать на стене лифта или писать на заборе это неприлично, и уважающий себя человек такими деяниями не пятнает своё доброе имя. Такой поступок ожидаем от хулигана-двоечника, но неприемлем для интеллигентного, законопослушного человека и, тем более, для священнослужителя.
Дурной пример оказался заразительным, и уже через три дня, 20 марта в поселке Рощино Пензенской области во время молитвенного богослужения в дом священнослужителя евангельской церкви «Живая вера» ворвался пьяный «сектоборец». Ругаясь нецензурной бранью, мужчина стал оскорблять верующих, называть их сектантами и угрожать священнослужителям убийством. Богослужение было сорвано, обеспокоенные прихожане церкви обратились с заявлением в РОВД. По словам соседей, ворвавшийся подстрекал и других местных жителей напасть на евангелистов, но не найдя поддержки, решил действовать в одиночку. Прихожане опасаются, что в следующий раз неадекватный гражданин может прийти на богослужение с оружием в руках.
Но возвращаемся к «Молодому ленинцу». Журналист задает Вам вопрос об отношении к поступку заборописца о. Олега Андреева. Вы отвечаете: «Он сделал то, о чем я давно мечтал. Я бы всем гражданам раздал печать «Осторожно, секта!», чтобы они делали оттиск на дверях тех домов, где собираются сектанты»… Вот это мечта! Я не ожидал, что Вы мечтаете о таком, как-то, широты не хватает и размаха...
О. Андрей, я могу отчасти помочь исполнению Вашей мечты. Я приглашаю Вас к себе в гости. Я, моя жена и трое детей, принадлежим к евангельской церкви, частенько к нам приходят друзья, в основном, тоже евангелисты. Вот вам и «…дома, где собираются сектанты». Вместе с Вами попьем чай, а потом я позволю Вам поставить печать «секта» на входную дверь моей квартиры, я с женой поговорил, она тоже не против. Можете и до чая сделать надпись на двери, если это улучшит Ваше пищеварение.
Отец Андрей, Вы опытный священник и политик. Хочу надеяться, что больше священник, чем политик. Как от священника я от Вас ожидал совсем иных слов, почему Вы не нашли для юноши слов порицания его пацанской выходки и слов вдохновения на настоящие подвиги христианские – дела милосердия к страждущим, служение в молитве и слове своей пастве, благовестие язычникам? Почему не предвидели возможные последствия своих слов? К сожалению, на просторах нашего Отечества много больных на голову псевдо патриотов, псевдо православных, которые слова из уст «диакона всея Руси» готовы принять как руководство к действию. Вы же их под монастырь, то бишь под статью подведете, причем уголовную! Ведь люди могут пострадать, наши с Вами братья и сестры. Одни от бесчинства, другие - от карающего жезла закона. Воистину, «…язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Иак.3:5,6)».
Отец Андрей, может быть, стоит навести ревизию в своих мечтаниях и от некоторых, вдохновленных совсем не Небесами, навсегда освободиться? Я предлагаю Вам вместе, оставаясь каждый в своем храме, мечтать о пробуждении России от спячки равнодушия и безбожия, о том чтобы наши сограждане бежали не к бутылке, а в церковь, да после к любимым супругам и детям, об отрезвлении и искреннем покаянии нашего народа, о том, чтобы слова молитвы Христовой «…да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» исполнились в нашем Отечестве.
С уважением,
брат во Христе Константин Бендас.
8 апреля 2010 года.