О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Ежедневный журнал": Религиозная политика — от свободы к идеологии?

  версия для печатиотправить ссылку другу
1 Октября 2009

В Институте религии и права на прошлой неделе состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?». Кроме института инициатором мероприятия стало Общественное движение за светское и демократическое государство. В нем приняли участие представители целого ряда христианских церквей – православные, старообрядцы, протестанты, а также эксперты и ученые из различных вузов и научных институтов.

Собравшихся в первую очередь интересовали три вопроса: введение в школы обязательного предмета по основам религиозной культуры и в армию — военного духовенства, а также продолжающиеся протесты против присутствия сектоведов во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ. Главным защитником Совета стал его член — руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. Совет, по его словам, ничего еще толком не сделал, успел лишь признать изидов религиозной организацией, так что нападки на него можно списать на предвзятое отношение. Но с Романом Силантьевым мало кто согласен: за Александром Дворкиным тянется такой шлейф "антисектантских побед", что "нетитульным" религиозным организациям трудно поверить в его благие намерения и готовность руководствоваться в работе объективными критериями.

Что же касается двух первых пунктов, то большинство экспертов сошлись на том, что общественная дискуссия по этим вопросам отнюдь не закончена. Данный проект ущемляет права религиозных меньшинств, он не консолидирует, а раскалывает общество по религиозному признаку, а РПЦ на самом деле преследует миссионерские, а не просветительские и воспитательные цели — вот аргументы большинства выступавших, уже не раз звучавшие в обществе.

Неожиданно выступил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин, подчеркнувший, что каждая «мировоззренческая группа» имеет право реализовывать свои духовные потребности в таких институтах, как школа и армия, но идеологического диктата какого-либо мировоззрения быть не должно. С другой стороны, по его словам, пора покончить со «скептическим взглядом» на религию в образовательных учреждениях. О. Всеволод признал, что «некоторые религиозные меньшинства были забыты» при подготовке президентских указаний и даже обещал от имени РПЦ помощь этим религиозным группам, отметив, впрочем, что присутствие разных «мировоззренческих групп» в школе, армии и СМИ должно быть «адекватным», то есть должно соответствовать месту этой группы в реальной жизни. Более того, глава Синодального отдела не стал отрицать, что бывали «прискорбные случаи атак против религиозных меньшинств» и часто бывала «виновата православная сторона».  

Роман Лункин, Институт Европы РАН:

В целом общественность не против обсуждавшихся на круглом столе инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя проводить эти нововведения административными методами с помощью государства. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия в школах и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам».

Поэтому очень позитивно были восприняты слова отца Всеволода Чаплина о том, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». По словам представителя Церкви, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю».

Пожалуй, впервые научная общественность, сторонники светского государства и свободы совести услышали ответ священнослужителя высокого ранга на свои вопросы. И впервые ответ был скорее примиряющим. К примеру, отец Всеволод Чаплин особо отметил, что «начиная диалог, надо иметь в виду, что любая христианская группа может получить адекватное присутствие в армии, школе и в СМИ».

Беспрецедентное выступление отца Всеволода Чаплина перед аудиторией, критически настроенной по отношению к «православной государственной идеологии» (против идеологизации православия высказался, кстати, и сам отец Всеволод Чаплин), стало небольшим, но прорывом в отношениях Церкви и части критически настроенного ко многим деяниям Московской патриархии общества. Кажется, Церковь начинает меняться не только на словах, в проповедях и выступлениях патриарха Кирилла, но и в реальности. Как отметил отец Всеволод Чаплин, «наше общество разнородно, но надо научиться сосуществовать друг с другом». Большая открытость Московской патриархии поможет преодолению исторической инерции, предубеждения интеллигенции и Церкви по отношению друг ко другу. Есть надежда,что происходит движение Церкви к тому, чтобы действительно стать Церковью всего народа, некой объединяющей силой (в силу традиции и масштабности организации) даже для тех, кто не принадлежит к ней или является верующим инославной христианской церкви.

Источник: "Ежедневный журнал"

Ссылки по теме:

В пресс-центре Славянского правового центра состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств и призвал прекратить «войну всех против всех»

"Интерфакс-Религия": В Русской церкви готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. Круглый стол в Славянском правовом центре

"Благовест-инфо": «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» - круглый стол в Москве

Пастор Владимир Солодовников. Общественное восприятие религиозного фактора в постперестроечной России. От настороженной эйфории к недемонстративному разочарованию. Доклад на круглом столе 22 сентября

Михаил Ситников. Православный большевизм. К дискуссии вокруг всеобщего введения предмета «Духовно-нравственная культура» в школах. Выступление на круглом столе 22 сентября

Валериан Тен, президент Ассоциации Церквей евангельских христиан. Протестантский ответ: «Не дождетесь!» Послание к круглому столу 22 сентября

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП протоиерей ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: "Наша Церковь будет стараться помогать меньшинствам в реализации их права на присутствие в школе, армии и где-то еще"

Выход из порочного круга. Беспрецедентное выступление отца Всеволода Чаплина перед аудиторией, критически настроенной по отношению к "православной государственной идеологии", стало прорывом

В Православной церкви и за ее пределами еще не научились отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево, полагает профессор Анатолий Красиков

Нельзя разделять школу по конфессиональному признаку, иначе учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, полагает религиовед Екатерина Элбакян

Глава Союза баптистов Юрий Сипко призвал христиан стать примером для своих детей, а не вступать в конфессиональную борьбу

Представители старообрядчества предостерегают от необдуманного введения «Основ православной культуры» в российских школах

Православная церковь как крупнейшая конфессия должна была бы быть гарантом свободы совести в стране, отмечает социолог религии Сергей Филатов

Борьба неправославных с сектоведами ставит вопрос о лояльности религиозных меньшинств обществу и власти, заявил член Совета при Минюсте РФ Роман Силантьев






также в рубрике ] мы: