29 Сентября 2009
Православная церковь как крупнейшая конфессия должна была бы быть гарантом свободы совести в стране, отмечает социолог религии Сергей Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России». Об этом ученый заявил 22 сентября в пресс-центре Славянского правового центра, где состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей. Круглый стол прошел по инициативе Института религии и права и Общественного движения за светское и демократическое государство, сообщает пресс-служба Славянского правового центра.
Религиозное образование, по мнению Сергея Филатова, имеет полное право на существование в школах: «Когда же предъявляют аргумент о том, что будет разрушено единство, то хочется взяться за пистолет. Слово единство – одно из самых опасных и тоталитарных понятий. Когда призывают к единству чувствую, что меня как-будто хотят посадит в тюрьму. Общество должно стремится жить в уважении друг ко другу, в многообразии стандартов образования».
Родители в школах Западной Европы, подчеркнул Филатов, имеют возможность дать религиозное образование своему ребенку без особых сложностей, в одних случаях в школе, в иных случаях вне школы. В России это возможно лишь в школе, так как других институтов у нас в стране пока нет. Однако на практике ученый согласен с тем, что внедрение преподавания религии в современную российскую школу невозможно на конфессиональной основе. Ввести религиозное образования в современную школу в России можно только в том случае, если даже самые малые религиозные группы получат туда свободный доступ. В европейских государствах муниципалитеты идут на необходимые затраты, если к ним обращаются баптисты, лютеране и представители других конфессий.
По мнению социолога, «Не может быть никакого разделения на «традиционные» и «нетрадиционные» религии. Сама подобная постановка вопроса – говорит о тоталитарном и крайне опасном подходе, об опасности новой государственной идеологии».
Один из самых важных вопросов , по мнению Филатова, – что реально может дать РПЦ в плане воспитания: «Крепкую семью? Но большинство духовенства проповедует домострой, который неприложим в современных условиях. Честному труду? Но в РПЦ циничное и пренебрежительное отношение на практике к светскому труду. И то, что патриарх начинает говорить сейчас об этом, возможно, в будущем изменит отношение РПЦ, но сейчас этого нет. Поможет ли избавиться от вредных привычек, от алкоголизма, например? Но, извините, пьянство православного духовенства это, по крайней мере, факт общественной жизни России, и это воспринимается как чистая декларация. Я понимаю, когда баптист придет учить о трезвости, но православный священник, который учит о трезвости, пока выглядит смешно».
Наконец, отметил Сергей Филатов, «я хочу, чтобы мою дочь воспитали настоящим и ответственным гражданином демократического правового общества, но в самой Социальной концепции РПЦ об этом почти не говорится. Нам предлагают воспитание патриотизма, но на деле это означает синоним любви к тирании и воспитание безответственного холопства. РПЦ не выступала в поддержку демократии, многопартийности, свободных выборов, за свободу совести. Хотя сама РПЦ МП как крупнейшая конфессия должна была бы быть гарантом свободы совести в стране, должна была бы поддерживать баптистов, методистов, пятидесятников от всяких наскоков глупой и сохраняющей атеистические стереотипы власти».
Однако, по словам ученого, все происходит наоборот – РПЦ поддерживает настоящее «змеиное гнездо», которое появилось в Совете при Минюсте РФ из людей, которые у всякого нормального человека должны вызывать отвращение: «И такие как глава Совета сектовед Дворкин могут придти в школы? Да таких людей близко к школе нельзя подпускать – это растление детей».
Есть Церкви, которые накопили огромный опыт воспитания детей – это католическая и лютеранские церкви, к примеру, это Миссури Синод. Но как раз тех, кто может воспитать честного ответственного непьющего гражданина, способного быть и хорошим работником и создавать крепкую семью, к школе не подпускают, а пускают в школы тех, кто хочет получить права, но не чувствует при этом ответственности. Как подчеркнул Сергей Филатов, «возможно, лет через двадцать РПЦ накопит опыт воспитания, но начинать экспериментировать, пока сам не научился, нельзя, а сейчас учитесь у католиков и лютеран».
Напомним, что в ходе дискуссии на круглом столе были затронуты проблемы протестов неправославных верующих против присутствия «сектоведов» во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ, а также введение «Основ православной культуры» в школах и института военного духовенства в армии. В целом общественность не против этих инициатив, но, по мнению значительной части экспертов и представителей христианских конфессий, нельзя вводить их с помощью государства административными методами, как раньше. Тем более что отсутствуют учебники по ОПК (никто не знает, как по существу будут экспериментировать над детьми), а существующая практика преподавания православия и внедрения православного воспитания в армии приводила в некоторых случаях к враждебному отношению к иным конфессиям как к «сектантам». Безусловно, неожиданностью и открытием для многих стали слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП отца Всеволода Чаплина, который признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств, и заявил, что и религиозному большинству, и религиозному меньшинству пора прекратить «войну всех против всех». Кроме того, в РПЦ МП готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. По словам высокопоставленного представителя патриархии, «православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю».
Ссылки по теме:
В пресс-центре Славянского правового центра состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» с участием экспертов и представителей христианских церквей
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств и призвал прекратить «войну всех против всех»
"Интерфакс-Религия": В Русской церкви готовы поддержать права религиозных меньшинств в школе и армии. Круглый стол в Славянском правовом центре
"Благовест-инфо": «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?» - круглый стол в Москве
Пастор Владимир Солодовников. Общественное восприятие религиозного фактора в постперестроечной России. От настороженной эйфории к недемонстративному разочарованию. Доклад на круглом столе 22 сентября
Михаил Ситников. Православный большевизм. К дискуссии вокруг всеобщего введения предмета «Духовно-нравственная культура» в школах. Выступление на круглом столе 22 сентября
Валериан Тен, президент Ассоциации Церквей евангельских христиан. Протестантский ответ: «Не дождетесь!» Послание к круглому столу 22 сентября
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ МП протоиерей ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН: "Наша Церковь будет стараться помогать меньшинствам в реализации их права на присутствие в школе, армии и где-то еще"
Выход из порочного круга. Беспрецедентное выступление отца Всеволода Чаплина перед аудиторией, критически настроенной по отношению к "православной государственной идеологии", стало прорывом
В Православной церкви и за ее пределами еще не научились отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево, полагает профессор Анатолий Красиков
Нельзя разделять школу по конфессиональному признаку, иначе учащиеся будут бороться между собой на религиозной почве, полагает религиовед Екатерина Элбакян
Глава Союза баптистов Юрий Сипко призвал христиан стать примером для своих детей, а не вступать в конфессиональную борьбу