О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Дурной сон под маской православия. Конфликт вокруг саратовской протестантской церкви «Слово жизни», спровоцированный «сектоведом», выходит из-под контроля

  версия для печатиотправить ссылку другу
Дурной сон под маской православия. Конфликт вокруг саратовской протестантской церкви «Слово жизни», спровоцированный «сектоведом», выходит из-под контроля
9 Сентября 2009

Российское общество уже привыкло к тому, что православием могут оправдывать многое, а православными люди называют себя автоматически, даже не задумываясь о сути вопроса. Таким же образом читатели газет и телезрители часто не задумываются над тем, что им говорят про неправославных верующих, которых именуют "сектантами". В Саратове деятельность единственного "сектоведа" Александра Кузьмина привела к межрелигиозной напряженности и публичному конфликту с протестантской церковью "Слово жизни" (пятидесятники-харизматы).

Саратовская церковь "Слово жизни" (www.slovos.ru) возникла в 1993 году и насчитывает сейчас около 1000 прихожан. Их оппоненты, Саратовское региональное отделение "Центра религиоведческих исследований", которое возглавляет Кузьмин, и сайт этого отделения (www.anticekta.ru), стали активно действовать с 2006 года. Кузьмин, последователь "главного сектоведа" Александра Дворкина, регулярно публикует оскорбительные статьи в адрес не только новых религиозных движений, но и всех христианских церквей протестантского направления. Из статей "сектоведа" невозможно узнать о вероучении и практике той или иной конфессии или религии, но зато можно прочитать о "вербовке последователей" и "зомбировании". Кузьмин обвиняет "сектантов" в том, что составляет существо религиозной деятельности и что наличествует и в Православной Церкви, – в эмоционально насыщенных богослужениях и молитвах, привлечении детей, сборе пожертвований, жертвовании личного имущества в церковь, убежденности в истинности своей религии.

Обострение ситуации произошло тогда, когда в марте 2009 года "сектовед" Кузьмин получил символическую должность – члена Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при минюсте РФ, который возглавил учитель Кузьмина Дворкин. Саратовский "сектовед" выступил против социальной акции протестантских церквей Саратовской области "Ощути силу перемен". 5 мая Кузьмин отправил свое заявление представителям государственной власти, средств массовой информации, рекламных агентств, коммерческих и общественных структур, требуя не допустить проведения акции. 11 мая Кузьмин распространил документ под названием "Нашествие сектантов на Саратов: акция "Ощути силу перемен". Обращение к жителям Саратова и Саратовской области". Автор этого обращения предупреждает: "Будьте осторожны, акция "Ощути силу перемен" проводится при участии опасных сект, известных своими преступлениями против человека, семьи и нашего государства!" "Сектовед" фактически обвинил евангельские церкви "Слово жизни" в "избиениях и убийствах детей под видом изгнания сатаны". Одновременно с этим Саратовская епархия РПЦ МП призвала власти пресечь социальную акцию протестантов. Выступления Кузьмина, которые воспринимались как продолжение заявлений епархии, заставили пасторов протестантских церквей в июне 2009 года обратиться с письмом к Патриарху Кириллу и заявить: "Действия местной Епархии РПЦ способствуют разжиганию межконфессионального напряжения, нагнетанию атмосферы нетерпимости и недоверия между религиями".

Практически все публикации про "сектантов", главным образом, пятидесятников из "Слова жизни", в саратовской прессе комментировал Кузьмин. Наряду с этим, весной 2009 года на церковь "Слово жизни" обрушился шквал проверок различных органов власти и структур - от МЧС до Общества защиты прав потребителей. Не без оснований, представители церкви полагают, что это произошло под влиянием пугающих высказываний Кузьмина. Пастор церкви "Слово жизни" Дмитрий Таранов отмечает, что еще в марте этого года сотрудники Комитета общественных связей и национальной политики правительства Саратовской области заявили ему, что готовится "ликвидация" церкви "Слово жизни" - об этом органам власти сообщил сам "сектовед" Кузьмин, заверив чиновников, что решение уже готовится на уровне Москвы. Более того, Кузьмин, по словам Таранова, посещал баптистскую церковь и призывал вместе бороться с "неопятидесятниками", однако баптисты наотрез отказались сотрудничать с Кузьминым.

Наконец, в мае 2009 года верующие решили заступиться за свою честь - в УФСБ по Саратовской области поступило коллективное заявление членов Церкви христиан веры евангельской "Слово Жизни" города Саратова по факту публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, которые делались саратовским "сектоведом" Кузьминым в средствах массовой информации и на интернет-сайтах. Непосредственным поводом для заявления послужило решение Хабаровского суда, который признал экстремистским материалом листовку "Молодой гвардии Единой России" против Общества сознания Кришны, в основу которой была положена справка о "сектантах" Александра Кузьмина. К заявлению были приложены статьи "сектоведа". Кроме того, к заявлению было приобщено интервью, которое Кузьмин дал ГТРК "Саратов" (14 мая, "Сила перемен" - что на самом деле предлагают ощутить саратовцам?". Сюжет "Вести. Саратов" от 14 мая 2009 года. Автор – Василий Мальцев) по поводу акции "Ощути силу перемен". В этом интервью "сектовед" Кузьмин называет "неопятидесятников" - "Слово жизни" - "страшной тоталитарной и деструктивной сектой", обвиняя церковь в том, что в ней постоянно совершаются самоубийства. По словам Кузьмина, это будто бы происходит, в частности, в Швеции. В сюжете Кузьмин подробно объясняет, как "неопятидесятники" кончают жизнь самоубийством и режут себе ножами вены.

Между тем, 26 августа областная газета "Репортер" опубликовала статью "Быстрорастворимая религия", где цитируются слова "сектоведа" Кузьмина (№ 33 (861), 26 августа 2009 г.), явно говорящего о пропаганде превосходства одной религии над другой, об уничижении инаковерующих. В статье эксперт минюста Кузьмин отмечает, что католики "отделились от христианской церкви", а протестанты "пользуются оккультными мистическими приемами". Не разбираясь ни в истории христианства, ни в протестантском богословии, Кузьмин заявляет, что "в протестантизме считается, что если человек живет бедно, значит он грешник, если богатый, значит праведный". В отношении евангельских христиан-протестантов Кузьмин заявляет, что у них появляется "сектантский сленг, сильно напоминающий тюремный жаргон", и "новое религиозное сознание, чуждое русской культуре".

В глазах оскорбленной протестантской церкви Кузьмин постоянно выступает как защитник православия, как бы от лица Русской Православной Церкви, и действует руками представителей власти. Протестанты и чиновники полагают, что бывший сотрудник Миссионерского отдела Саратовской епархии РПЦ МП Кузьмин действует от имени Саратовской епархии, однако в Информационно-издательском отделе епархии автору сообщили, что Кузьмин и его центр никакого отношения к Саратовской епархии РПЦ МП не имеют, а центр является отделением общественной организации (Александра Дворкина), которая также формально к РПЦ МП отношения не имеет.

Зримым доказательством того, что епархия и терроризирующий протестантов "сектовед" Кузьмин - это не одно то же, для протестантов стала миссионерская акция православных священников. В июне 2009 года саратовскую церковь "Слово жизни" посетили известный московский миссионер отец Даниил Сысоев и местный священник, глава православного молодежного общества отец Дионисий Габбасов, клирик храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". По словам пастора Дмитрия Таранова, священники-миссионеры подчеркнули, что "сектантами" пятидесятников они не называют, и позицию Дворкина с Кузьминым не разделяют. Оо. Даниил и Дионисий предложили устроить богословский диспут, а всех членов церкви приглашали регулярно участвовать во встречах, проходящих в храме в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Несмотря на то, что в православие ушло несколько членов церкви "Слово жизни", пасторы общины восприняли миссионерскую деятельность православного духовенства вполне благосклонно. По словам пастора Дмитрия Таранова, он сам посещает эти православные встречи, хотя в местных СМИ упорно навязывается мнение, что бывшие пятидесятники – люди "искалеченные", находящиеся "под жутким гипнозом".

Другим символическим шагом в сторону пятидесятников из "Слова жизни" стал ответ из патриархии на письмо пасторов по поводу действий епархии и "сектоведов" во время проведения акции "Ощути силу перемен" (в июне именно отец Даниил Сысоев, по словам Дмитрия Таранова, посоветовал написать письмо Патриарху Кириллу). Ответ пятидесятникам пришел за подписью главы Отдела внешних церковных связей патриархии архиепископа Илариона (Алфеева), который назвал "неопятидесятников" братьями во Христе. По словам архиепископа, выход из создавшейся ситуации надо искать путем взвешенного и спокойного обсуждения в диалоге с Саратовской епархией, о чем ОВЦС МП также направило письмо епископу Саратовскому Лонгину.

Ввиду явно напряженной и конфликтной ситуации саратовские власти фактически открестились от "сектоведа" Кузьмина, который нарушил межконфессиональный мир, а значит, подорвал политику местных чиновников. Сотрудник комитета по общественным отношениям, анализу и информации мэрии Саратова Ирина Красноперова заявила в интервью автору, что конфликт Кузьмина и "Слова жизни" носит межконфессиональный характер, поскольку центр Кузьмина находится фактически при епархии, а поэтому власти в него не могут вмешиваться. Все претензии необходимо предъявлять в суде или же требовать ответа у СМИ, которые публиковали статьи Кузьмина. Красноперова отметила, что "Слово жизни" находится не в самом худшем положении, так как имеет свое здание.

Общая напряженность и серьезность ситуации в большей степени была оценена в областной администрации. Начальник отдела межнационального и государственно-конфессионального взаимодействия областного Комитета общественных связей и национальной политики Маргарита Лозгачева в интервью автору отметила, что власть общается со всеми зарегистрированными религиозными объединениями и старается не допускать конфликтов, а произошедшее – личный конфликт Кузьмина со "Словом жизни". В настоящее время Кузьмин является преподавателем Саратовского госуниверситета на кафедре философии – руководитель Кузьмина в университете Владимир Белов часто направляет его вместо себя на Совет  по религиоведческой экспертизе при администрации. По словам Лозгачевой, на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе Кузьмина просили прочитать доклад о "нетрадиционных" религиях, но "не очень восприняли его", тем более что представители власти не могут называть зарегистрированные религиозные объединения "сектами". Как отметила Лозгачева, областная администрация за мирное сосуществование конфессий, и лично ей не очень нравится деятельность Кузьмина. Если бы православная епархия лучше работала в миссионерском плане, то люди не шли бы в "секты", но русские люди часто там находят утешение. По мнению Лозгачевой, в РПЦ МП миссионерская деятельность "не очень хорошо поставлена", люди ходят в церковь по праздникам, согласно традиции, и все. Однако, подчеркнула Маргарита Лозгачева, раздувать конфликты в прессе – это также не способ разрешения проблемы.

Отчаявшиеся пятидесятники из саратовской церкви "Слово жизни" скорее согласны с чиновниками, только не понимают, почему в реальности все происходит наоборот, а "сектовед" кричит о "зверствах" протестантов, когда большинство жителей Саратова все равно остаются неверующими. Судя по официальной реакции, "сектовед" Кузьмин существует как будто бы в социальном вакууме. Это, как и вымышленные зверства в статьях "сектоведа", если послушать чиновников, похоже на наваждение, от которого все хотят поскорее избавиться, но почему-то не могут. Дурные сны могут мучить долго, но они обязательно проходят.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"






также в рубрике ] мы: