8 Сентября 2009
Данная статья посвящена юридическому религиоведению - новому комплексному направлению в науке и образовании, находящемуся на стыке права и религии. Особое внимание уделяется предмету юридического религиоведения, который по мере накопления теоретического и эмпирического материала может в последующем уточняться. Исследуются методологические аспекты проблемы, терминология. Раскрывается значение юридического религиоведения в подготовке специалистов, способных вести не только исследования по данной проблематике, но и воплощать требования Конституции России и законов в практическую жизнь.
Упразднение в начале 90-х годов прошлого века ограничений права граждан на свободу вероисповедания, признание общественной ценности религии создало в России новую ситуацию. Религия стала играть все более важную роль в жизни общества, наметился существенный рост, как числа религиозных объединений, так и религиозного сознания населения.
В этой связи возросла потребность в формировании научных основ государственной политики в сфере реализации свободы совести и вероисповедания, отношений государства с религиозными объединениями. Если в советское время эти проблемы рассматривались юристами главным образом с позиций «научного атеизма», без глубокого и критического осмысления сложных процессов религиозной практики, то сегодня все явственнее просматривается новый подход, сочетающий в себе наработки как юридической, так и религиоведческой науки.
Такой подход вполне закономерен, поскольку современное развитие общественной науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой, - интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные, однако стоящие, как правило, на стыке науки. Сущность такого подхода применительно к реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений состоит в том, что данная проблема не может быть всесторонне, полно и объективно исследована только в рамках использования достижений современной юридической науки, без учета последних достижений научного религиоведения. Проблема конституционно-правовых основ взаимодействия государства с религиозными объединениями, механизма и гарантий реализации свободы совести и вероисповедания, правового статуса верующей личности, взаимодействия религии и права, это проблема, прежде всего, комплексная.
Например, можно ли исследовать юридические аспекты конституционного права на альтернативную гражданскую службу, предоставляемого гражданину в связи с его религиозными убеждениями, не исследовав предварительно вопрос, вероучения каких конфессий не позволяют по убеждениям брать верующему гражданину в руки оружие, принимать военную присягу и до каких пределов могут простираться эти убеждения? Подобных проблем стоящих на стыке юриспруденции и религиоведения существует немало, поскольку религия и светское право как нормативные системы тесно связаны. Являясь самыми мощными регуляторами общественных отношений, они взаимно переплетаются и нередко дополняют друг друга.
Собственно говоря, религиоведение как наука о религии, сама является сравнительно молодой и динамично развивающейся наукой, сформировавшейся в Западной Европе во второй половине XIX века. И лишь недавно возникли новые комплексные отрасли научного знания, которые исследуют вопросы религиозной жизни сквозь призму иного научного знания - психологии, истории, антропологии и др. Отсюда и новые направления в науке и образовании - психология религии, социология религии, философия религии, история религии, феноменология религии, антропология религии. С некоторым опозданием, вызванным советским периодом, когда борьба с религией была возведена в ранг государственной политики, и когда закону в данной области общественных отношений отводилась преимущественно карательная функция, в последние годы в научной среде отмечается повышенный интерес к проблеме взаимоотношений права, религии и государства. Так, практически во все новейшие учебники по религиоведению включены главы «Свобода совести». Однако содержание данных глав не охватывается в полной мере предметом научного религиоведения, под которым понимается «объективное изучение закономерностей возникновения и развития религии, ее внутренней структуры и функционирования на уровне личности, группы, общества» [1, с. 14]. Для того чтобы оправдать включение вопросов свободы совести в религиоведение, авторы вынуждены констатировать: «религиоведение призвано способствовать реализации принципа свободы совести. Формируя понятие свободы совести, представляя информацию о правовых нормах, действующих применительно к религии, оно способствует становлению гражданских качеств личности, выявляет общее и индивидуальное в политике различных партий и движений по отношению к религии и свободе совести, способствует росту политической культуры» [2, с. 16]. Не трудно заметить, что данная область научного знания не вписывается в предмет научного религиоведения. В то же время, различные аспекты государственного регулирования и реализации свободы совести и государственно-конфессиональных отношений рассматриваются в рамках конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и других отраслей права, как правило, без учета наработок религиоведческой науки. Отчасти это объясняется тем, что юристы мало чего понимают в религиоведении, а религиоведы слабо разбираются в юриспруденции.
Понимая важность и нерешенность данной проблемы, отдельные ученые пытаются восполнить данный пробел и выйти за рамки традиционного научного поиска. Появились работы ученых, в которых проблемы государственно-конфессиональных отношений рассматриваются комплексно, как с учетом достижений юриспруденции, так и современного религиоведения [3], либо проблемы религиоведения рассматриваются в контексте отдельной юридической науки [4].
Среди зарубежных исследований, в которых прослеживается тесная взаимосвязь юриспруденции и религиоведения, наиболее удачными можно назвать работы Джеймса Вуда-младшего, Вольфганга Хубера, Дэвида Литтла, Макса Стакхауса по апологии религиозных прав человека, Гарольда Бер-мана по проблеме примирения права и религии, Джереми Ганна, Сильвио Феррари, Коула Дьюрэма и Глории Моран о переспективах религиозной свободы и современных моделях отношения государства и религиозных объединений, Р.А. Подопригоры по административно-правовому статусу религиозных объединений, Ли Бузби и Лоурен Хоумер о нарушении религиозных прав человека и религиозной дискриминации. Отдельные работы названных авторов переводились и публиковались в России [5].
Таким образом, выделение в современных условиях новой комплексной научной и учебной дисциплины на стыке юриспруденции и религиоведения, представляется вопросом назревшим и вполне оправданным.
Поскольку юридическое религиоведение является междисциплинарной сферой знания, в которой присутствуют фундаментальные элементы юридической и религиоведческой науки, то предмет данной дисциплины достаточно сложен. По сути, он находится в начальной стадии становления и может претерпеть изменения в ходе эволюции. Такие изменения могут быть связаны с постановкой и актуализацией новых проблем в связи с потребностями практики, расширением и уточнением объектов изучения и подходов к их исследованию, а также развитием самой науки. Предметом данной науки являются закономерности возникновения, развития и функционирования взаимоотношений права, религии и государства, государственно-конфессиональных отношений в самом широком их рассмотрении, теория свободы совести и ее правовые гарантии, соотношение религиозных и правовых норм, включая вопросы преодоления возникающих между ними конфликтов, собственно религиозное право (церковное, мусульманское, иудейское, индуистское), статус государственной религиоведческой экспертизы, правовой статус религиозною объединения и верующей личности, проблемы обеспечения светского характера государства и образования, веротерпимость, криминология религии, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области свободы совести и др. В последующем, по мере накопления теоретического и эмпирического материала, выделения и конкретизации объектов исследования, возможно внутреннее структурирование предмета данной научной и учебной дисциплины.
Важнейшими аспектами при анализе названных проблем, является терминологическая определенность и понятийно-категориальный аппарат, которые также во многом находятся в стадии становления. Наиболее очевидными в этой связи являются термины «традиционная религия», «секта», «религиозная организация», «предметы религиозного культа и почитания», «религиозная деятельность», «миссионерская деятельность», «богослужение», «государственная религиоведческая экспертиза», «религиозная диффамация», «религиозная толерантность», «прозелитизм» и др. Сложность состоит в том, что большинство названных терминов не содержится либо не раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В результате они искаженно понимаются в законодательстве субъектов Федерации, а также в правоприменительной практике, что неизбежно приводит к нарушению и угрозе религиозной дискриминации прав верующих и религиозных объединений, деятельность которых находится на границе данных понятий.
Являясь комплексной дисциплиной, юридическое религиоведение использует большое число разнообразных методов и принципов познания. Помимо общенаучных методов здесь могут применяться специфические методы, например, метод сравнительного правового анализа. Важнейшими предпосылками беспристрастного исследования в области юридического религиоведения, на наш взгляд, являются принципы научной объективности, воздержания от оценочных суждений об истинности того или иного религиозного мировоззрения, а также толерантности. Сказанное вовсе не означает, что ученый или преподаватель должен отказаться от собственных мировоззренческих убеждений и оценок. Просто он должен оставить личную реакцию за пределами светской науки, в то время как субъективная реакция есть неотъемлемое свойство любой религии.
Сказанное позволяет прийти к выводу, что данное научное направление имеет важное значение не только для законотворчества и практики, но и для формирования юридического кругозора и профессионального правосознания будущих специалистов с высшим религиоведческим образованием, выработки у них научных представлений о конституционно-правовых основах свободы совести и вероисповедания и государственно-конфессиональных отношениях в нашей стране, способных вести не только исследования по данной проблематике, но и воплощать требования Конституции России и законов в практическую жизнь.
Отсюда задачи учебного курса «юридическое религиоведение» видятся следующими: ознакомление студентов с основными теоретическими положениями в области государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания; углубленное изучение отраслей права применительно к реализации права на свободу совести и деятельности религиозных объединений; овладение понятийным аппаратом и развитие способности будущих специалистов критически и творчески подходить к разрешению сложных явлений в области религии и государственно-конфессиональных отношений с позиции требований Конституции РФ и законодательства; получение навыков работы с законодательством в данной сфере общественных отношений; ознакомление с практическими вопросами правовой защиты свободы совести, интересов личности, государства и религиозных объединений.
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать: основополагающие понятия, термины и категории юридического религиоведения; историю и основные тенденции разви-1 Ия государственно-конфессиональных отношений в нашей стране; правовое регулирование реализации свободы совести и вероисповедания; основные научные концепции и научные труды по указанным в программе вопросам.
В результате изучения курса студенты должны уметь: свободно оперирован, основополагающими понятиями, терминами и категориями юридического религиоведения; самостоятельно находить решение проблем практического религиоведения с привлечением соответствующих норм конституционного и иных отраслей права.
Юридическое религиоведение как специальный учебный курс прошел успешную апробацию на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в настоящее время преподается автором на факультете религиоведения Российского государственного гуманитарного университета.
Примерное содержание учебного курса, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:
Тема 1. Введение в учебный курс. Предмет «Юридическое религиоведение» и его место в системе научного знания.
Предмет, задачи и актуальность курса «Юридическое религиоведение». Место религии и права в системе научного знания. Методологический аспект проблемы.
Понятие и сущность права и государства. Необходимость правового регулирования общественных отношений в области свободы совести и деятельности религиозных объединений. Правовое и светское государство и их признаки. Коллизии религиозных и правовых норм, место правоведения в их разрешении.
Определение понятий «свобода совести», «свобода вероисповедания», «толерантность», «государственно-конфессиональные отношения».
Характеристика рекомендуемых правовых источников и литературы.
Тема 2. Международные и конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания. Современные правовые системы государственно-конфессиональных отношений.
Формирование и развитие представлений о свободе совести в истории мировой правовой и социальной мысли. Международные документы о праве человека на свободу мысли, совести и религии. Имплементация норм международного права в отечественном законодательстве.
Вопросы свободы совести и вероисповедания в социальных учениях и концепциях крупнейших российских религиозных объединений.
Исторические правовые системы взаимоотношений религиозных объединений и государства: примат религиозных объединений, примат государства, симфония религиозных объединений и государства. Современные правовые системы государственно-конфессиональных отношений в зависимости от статуса религии. Государственная церковь(Великобритания, Дания, Исландия, Греция и др.). Теократические государства и статус государственной религии в исламских странах (Иран, Ливия, Судан, Иордания, Египет, ОАЭ). Отделительная (сепарационная) модель (Россия, Франция, США). Кооперационная модель (Германия, Польша, Австрия, Испания, Италия и др.). Исключительные случаи: суверенное государство Ватикан, самоуправляемая монашеская республика Святая гора Афон, Палестинское православное наследие Русской православной церкви.
Религиозные правовые системы современности: понятие, виды и характеристика.
Становление и развитие государственно-конфессиональных отношений в Содружестве Независимых Государств.
Тема З. Правовой статус религиозных объединений.
Понятие и виды религиозных объединений и их характеристика. Религиозная группа. Религиозная организация. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Создание и государственная регистрация религиозных организаций. Сроки регистрации. Наименование и символика религиозных организаций. Понятие «местность» и «каноническая территория» деятельности религиозных объединений. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа религиозной организации. Государственная религиоведческая экспертиза.
Основания приостановления, ликвидации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения им законодательства.
Права и условия деятельности религиозных организаций. Внутренние установления религиозных организаций. Религиозные обряды и церемонии. Религиозная литература и предметы религиозного назначения. Благотворительная и культурно-просветительная деятельность религиозных организаций. Учреждения профессионального религиозного образования. Проблемы обеспечения светского характера образования в современной школе. Международные связи и контакты.
Проблема понятийного аппарата. Понятия «секта», «традиционная религия», «новые религиозные движения», «религиозная деятельность», «предметы религиозного назначения», «миссионерская деятельность», «прозелитизм».
Надзор и контроль за исполнением законодательства в деятельности религиозных объединений.
Тема 4. Правовое регулирование имущественных и финансово-хозяйственных отношений религиозных организаций.
Законодательство, регулирующее имущественные отношения религиозных организаций. Объекты имущественных прав религиозных организаций. Право собственности и иные вещные права религиозных организаций. Земельные правоотношения. Приобретение прав на земельные участки религиозными организациями. Земельный сервитут. Пожертвования на уставную Деятельность. Договорные отношения религиозных организаций. Культовая и внекультовая деятельность. Трудов; деятельность и особенности регулирования труда работников религиозных организаций.
Благотворительная деятельное! религиозных объединений.
Налогообложение религиозных организаций, налоговый контроль и налоговая ответственность. Основы бухгалтерского учета и отчетности религиозных организаций.
Тема 5. Свобода совести в Вооруженных силах и местах лишения свободы Альтернативная гражданская служба.
Вероучения крупнейших конфессий об отношении к войне, миру и военной службе. Военная присяга и заповедь «не клянись». Исторический опыт реализации права на свободу совести в армии и на флоте.
Право военнослужащих на свобод) совести в Федеральных законах от 2tсентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и от 27 мая 1997 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Институт военных капелланов в вооруженных силах зарубежных государств.
Конституционное право на отказ от военной службы по убеждениям и вероисповеданию и замены ее на альтернативную гражданскую службу (АГС). Порядок, сроки и место прохождения АГС. Судебная практика защиты права на АГС.
Права арестованных и осужденных к лишению свободы на исповедание религиозных убеждений и отправление религиозных культов в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительном кодексе РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ. Практика взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями. Соглашения о совместной деятельности между ИТУ и централизованными религиозными объединениями.
Статус военнопленных и право на свободу совести по международному праву.
Тема 6. Право на свободу совести и злоупотребление свободой слова и художественного творчества.
Конституция РФ и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» о праве на свободу слова и недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Религиозная диффамация.
Конфликтная религиозная информация и ее формы. Сообщения, содержащие фактический материал. Лексика. Образы и стереотипы. Религиозные идеи. Иллюстрации. Освещение межконфессиональных конфликтов. Обвинения в ритуальных жертвоприношениях и иных антиобщественных действиях. «Кровавый навет».
Защита чести, достоинства и деловой репутации религиозных объединений в суде. Практика российских судов и Европейского суда по правам человека но данной категории дел. Проблемы назначения и проведения лингвистической и религиоведческой экспертизы.
Внесудебное разрешение информационных споров. Опровержение и ответ. Порядок рассмотрения дел в Общественной коллегии по жалобам на прессу Союза журналистов России и практическое значение ее решений.
Компенсация морального вреда и возмещение убытков.
Тема 7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. Причины и виды преступлений в сфере религии и реализации свободы совести.
Свобода совести и вероисповедания как объекты противоправного посягательства и правовой защиты. Принцип равенства граждан перед уголовным законом независимо от отношения к религии. Мотив религиозной ненависти или вражды как отягчающее обстоятельство по уголовному праву. Причины и условия формирования религиозной криминогенной ситуации.
Виды административных правонарушений в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений.
Понятие и виды преступлений, совершаемых на религиозной почве. Основы профилактики данных правонарушений.
Тема 8.Актуальные проблемы совершенствования законодательства о свободе совести и механизмов ее правовой защиты.
Законодательство о свободе совеет и о религиозных объединениях и проблемы его совершенствования. Проекты законов, внесенных в Государственную думу после принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Конституционно-правовой механизм охраны и защиты права на свободу совести. Цели и принципы правовой защиты свободы совести. Государственные органы в механизме охраны и защиты права на свободу совести. Международные органы и неправительственные правозащитные и иные общественные организации в механизме охраны и защиты права на свободу совести.
Основные положения защиты прав религиозных организаций при осуществлении контроля (надзора).
Дела, рассмотренные Европейским судом по правам человека, связанные с реализацией свободы совести и их значение в укреплении правовых основ российского государства и общества.
Таким образом, накопленный за последние годы теоретический и эмпирический материал на стыке религии и юриспруденции позволяет говорить о возникновении новой важной области научного и учебного знания - юридического религиоведения.
Литература:
1. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. проф. А.Ю. Григоренко. СПб.: Питер, 2008.
2. Религиоведение: Учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; под ред. М.Я. Ленсу и др. Мн.: Новое знание, 2003.
3. См., например: Погасий А.К. Религия и право. Учеб. пособие. Казань,
2007; Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: Учебник / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О.В. Старкова. СПб.: Изд. Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2007; Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. М.: Научная книга, 2008; Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003; Пчелинцев А.В. Свобода религии и права
верующих в современной России. М.: Юриспруденция, 2007 и др.
4. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
5. См., например: Нрава человека и религия. Хрестоматия. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001; Берм а н Гарольд Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: AdMarginem, 1999; Дурэм У. Кол. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999 и др.
Об авторе: Анатолий Васильевич Пчелинцев, профессор Российского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право», адвокат, сопредседатель Славянского правового центра.
Источник: Анатолий Пчелинцев. Юридическое религиоведение как новое междисциплинарное направление в науке и образовании // Журнал «Право и образование», 2009, № 7, с. 29-37.