11 Августа 2009
В Санкт-Петербурге на базе Христианского Университета 3-7 августа 2009 года проходила международная научно-практическая конференция «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви». Это ежегодный крупнейший форум священнослужителей и светских ученых, юристов и государственных служащих. Серьезнейшая проблема современного общества – рост межконфессиональной и межнациональной напряженности, экстремизма и ксенофобии. Организаторы конференции нашли достойный ответ на эти вызовы современности. Во-первых, это формирование четкого, научно и духовно обоснованного ответа тем, кто сеет вражду и недоверие в нашем обществе. Во-вторых, неформальное и дружеское общение священнослужителей и верующих самых разных конфессий, как традиционных для России, так и совсем новых: православных и мусульман, буддистов и лютеран, иудеев и баптистов, сайентологов и адвентистов. Всего на конференции было представлено более десятка церквей.
Не так уж часто за круглым столом собираются известные религиоведы из России, Белоруссии, Украины, США, Словакии, Израиля Андрей Себенцов, профессора Ремир Лопаткин, Михаил Одинцов, Алла Киридон, Николай Гордиенко, Виктор Ливцов, Елена Мирошникова. А также известные адвокаты профессора Анатолий Пчелинцев и Лев Симкин, Константин Ерофеев и Инна Загребина, Айдар Султанов.
В выступлениях многих участников конференции (в частности, в выступлении Р.Лопаткина) сквозила озабоченность в росте правового нигилизма и клерикализации российского общества. Правовой нигилизм выражается в подчас соверешенно безбоязненном воспрепятствовании чиновиниками и правоохранителями совершения верующими религиозных обрядов и церемоний. На конференции приводились факты запрещения проведения загородных молодежных лагерей и богослужебных собраний, незаконное давление на собственников помещений с целью незаключения договоров аренды с церквями. Такого рода правовой нигилизм тесно связан с коррупцией. Впрочем, имеет место и демонстративное неуважение к российским законам со стороны религиозных организаций – непредоставление отчетов о своей деятельности в Минюст, налоговые правонарушения, занятие незаконными видами деятельности (прежде всего, предпринимательской).
Выступающие отметили вызывающие далеко неоднозначную реакцию в обществе процессы клерикализации власти. Инициатором этих процессов является РПЦ МП, ставящая амбициозную цель «воцерковление власти». Ярким примером попытки церкви возложить на себя несвойственные ей в условиях светского государства полномочия является требование Московского Патриархата к Государственной Думе представлять ему все проекты законов на одобрение и оценку. Немало критических замечаний было заявлено в связи с проникновением по сути богословских предметов в школу и клерикалов в армию.
Однако было бы упрощением сводить все проблемы клерикализации к деятельности Русской Православной Церкви. В своих выступлениях представители т.н. «новых религиозных движений» заявляли о своей мечте построить в нашей стране «теократическое государство». На практике «построение» теократического государства выражается в игнорировании государственных праздников России и публичных церемоний (вставание при исполнении государственного гимна, отдание уважения государственному гербу).
Рассматривались сложные ситуации, которые пока не получили достаточного законодательного регулирования. Что делать, если верующие не отдают своих детей в школу и армию? Как быть врачам, когда пациент по религиозным причинам противится необходимой хирургической операции? Является ли заявление религиозной организации о монополии на истину (и, соответственно, отсутствии истины у всех остальных) экстремизмом? И что вообще следует отнести к экстремистской деятельности?
Ответственный секретарь Комиссии по вопросам взаимодействия с религиозными организациями при Правительстве РФ А.Себенцов привел статистику численности религиозных организаций в России. Если в первое постперестроичное десятилетие был отмечен бурный рост религиозных организаций (с 7 тысяч в конце 80-х до 16 тысяч в середине 90-х), то сейчас количество религиозных организаций стабилизировалось на уровне 23 тысяч. Это почти сто различных конфессий. К ним следует добавить порядка 10 тысяч незарегистрированных религиозных групп. Таким образом, законодательство о свободе совести и религиозных объединениях влияет на повседневную жизнь миллионов наших сограждан. А.Себенцов рассказал о деятельности правительственной комиссии и о насущных проблемах нормотворчества – реформирования законодательства о благотворительной деятельности церквей, возвращения им национализированной ранее собственности, деятельности иностранных миссионеров.
В ряде выступлений была поднята проблема деструктивного воздействия клерикально ориентированных госслужащих на религиозную жизнь в стране. Светское государство не допускает зависимость деятельности чиновников от их религиозных убеждений. На практике, в особенности в регионах, некоторые власть предержащие считают возможным в самой циничной форме «регулировать» религиозную жизнь на вверенной им территории, почти насильственно заставляя граждан учитывать их религиозные предпочтения (ограничение прав военнослужащих на свободу совести, обязание детей атеистов и иноверцев посещать уроки Закона Божия, введение религиозных обрядов и церемоний в органах власти и государственных учреждениях). Не была оставлена без внимания порочная практика создания при министерствах и ведомствах всякого рода «общественных» и «экспертных» советов, в которых ошиваются околоцерковные «деятели» без всякого образования и с двойным гражданством.
Острая для нашего многоконфессионального и многонационального государства проблема – религиозная вражда. Была отмечена роль некоторых СМИ, которые неумело и односторонне пытаются регулировать межконфессиональные отношения, навешивая ярлыки «сектантов» на неугодных, дискредитируя свободомыслящих ученых и общественных деятелей. В качестве примера была приведена компания травли виднейших российских ученых-антиклерикалов Ж.Алферова и В.Гинзбурга. Авторам пристрастных публикаций следовало бы помнить слова Екатерины Великой (1767 г.): «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредным для спокойствия и безопасности граждан был порок — запрещение их различных вер».
Константин Ерофеев.
Фото: www.spbcu.ru