О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Экстремизму дан совет. Эксперты считают, что все зависит от того, кто войдет в совет: список до сих пор не составлен

  версия для печатиотправить ссылку другу
Экстремизму дан совет. Эксперты считают, что все зависит от того, кто войдет в совет: список до сих пор не составлен
28 Июля 2009

Минюст будет выявлять экстремистские произведения с помощью экспертного совета. Российские мусульмане, требовавшие создания такого органа, говорят, что исламские книги больше не будут необоснованно признавать экстремистскими. Эксперты считают, что все зависит от того, кто войдет в совет: список до сих пор не составлен.

При Министерстве юстиции появится совет «по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма». Соответствующий приказ 17 июля подписал глава ведомства Александр Коновалов. Согласно тексту опубликованного на сайте Минюста России документа, совет будет давать заключение о наличии или отсутствии признаков экстремизма в той или иной религиозной аудио- или видео-, а также печатной продукции, выпускаемой религиозными организациями или частными лицами. Как говорится в положении о совете, его главная задача — «максимальное привлечение общественности к выявлению и предупреждению случаев распространения информационных материалов, возбуждающих религиозную рознь или унижающих человеческое достоинство», а также подготовка предложений по устранению причин и условий, способствующих распространению таких материалов. Основанием для начала проверки может быть письмо из Минюста, а также прокуратуры, МВД и «других органов, уполномоченных в сфере противодействия экстремизму».

В состав совета войдут представители религиозных организаций и ученые-религиоведы. Но, когда именно станет известен список членов совета, «Газете.Ru» в Минюсте сказать не смогли, ответив, что «он пока утверждается».

По словам представителей Совета муфтиев России, глава которого Равиль Гайнутдин на выездном заседании Госсовета 11 марта в Туле и предложил создать проверяющий орган, вероятнее всего, в него войдут глава Центра изучения Кавказа и Средней Азии Дмитрий Фролов и ведущий научный сотрудник Института востоковедения Тауфик Ибрагим. «Мы очень рассчитываем, что они там будут. Насколько нам известно, их участие в совете очень вероятно», — сказали «Газете.Ru» в Совете муфтиев. Появления экспертного совета при Минюсте там ждали давно. На заседании в Туле Гайнутдин напомнил президенту Дмитрию Медведеву о скандале с включением в федеральный список экстремистской литературы 17 исламских книг. В августе 2007 года Бугурусланский городской суд Оренбургской области признал эти книги экстремистскими, а на скамье подсудимых в качестве распространителя оказался помощник ректора бугурусланского медресе «Аль-фуркан» Руслан Гизитдинов, который в итоге был приговорен к полутора годам за организацию экстремистской деятельности. Это судебное решение вызвало бурю негодования среди российских мусульман: Совет муфтиев России направил в адрес тогда еще президента Владимира Путина и правительства жалобу на решение суда о признании книг экстремистскими.

В обращении говорилось, что запрещение религиозной литературы может быть воспринято как возрождение цензуры и идеологического контроля.

«Тогда, в Туле, Равиль Гайнутдин объяснил, что пора прекращать практику, когда на основании решения районного суда в каком-нибудь регионе литература признается экстремистской. В тот раз нам было очень неприятно, потому что те книги признали экстремистскими на базе неграмотной экспертизы. В 2007 году экспертами были какие-то совершенно неизвестные люди, нанятые прокуратурой. С появлением этого совета экспертизу будут централизованно поручать настоящим профессионалам», – считают в Совете муфтиев России.

Директор правозащитной организации Институт религии и права Роман Лункин, специализирующийся на защите религиозных организаций от неграмотной экспертизы, согласен, что совет необходим, но, пока не составлен список его членов, «обольщаться не стоит».

Лункин и его коллеги-правозащитники уже несколько месяцев собирают подписи против участников еще одного совета при Минюсте — по проведению государственной религиоведческой экспертизы, в чьи задачи входит определение религиозного характера той или иной организации на основании учредительных документов. На основании этой информации орган должен выносить рекомендательные заключения – является организация сектой или нет. С апреля, когда стал известен список участников, Лункин и его единомышленники собирают подписи против присутствия в совете «некомпетентных людей». Они возражают против того, чтобы совет возглавлял сектовед Александр Дворкин, который в 1993 году придумал термин «тоталитарные секты» («организации, цель которых – получение прибыли ее руководителем и его окружением любыми путями, в том числе и религиозными»). В разное время тоталитарными сектами он называл то российских протестантов, то кришнаитов. «Создание нового совета – это хорошо, но не секрет, что представителей самых разных конфессий в России не устраивает деятельность Дворкина. Возможно, ошибки будут учтены, и таких людей туда больше не возьмут», – говорит правозащитник Лункин. Сектовед Дворкин отвечает, что обвинения в его адрес ему не понятны, так как «ни одной организации, будучи главой экспертного совета, он еще не запретил».

Глава Института религии и права всерьез опасается, что в новый совет наберут людей либо некомпетентных, либо настроенных на сотрудничество с центром Э МВД РФ.

«Я говорю о людях, которые, скорее, будут настроены назвать экстремистской любую брошюру», – пояснил Лункин.

По мнению члена Общественной палаты и главы Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, Минюст и вовсе ведет неправильную политику, а такое большое количество советов ему не нужно.

«Я считаю, что нельзя ограничивать человека в чтении литературы. Нам нужна общественная дискуссия и с националистическими, и с радикально исламскими литературами», – считает собеседник «Газеты.Ru».

Григорий Туманов.

Источник: "Газета.ru"






также в рубрике ] мы: