22 Июля 2009
Почти десять тысяч подписей появилось под открытым письмом Института религии и права к министру юстиции Александру Коновалову. В письме шла речь о составе недавно созданного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте и о расширении его полномочий. И то и другое противоречит закону и превращает совет в этакого Большого Брата российской религиозной жизни. Ответил директор департамента некоммерческих организаций министерства г-н Джакупов: все в порядке, состав совета вполне «соответствует положению» о нем.
Госэкспертиза религиозных организаций проводилась и в те приснопамятные времена, когда в начальственных кабинетах висели не иконы, а портреты основоположников марксизма-ленинизма. Ее осуществлял Совет по делам религий — аппендикс Лубянки со сворой уполномоченных на местах, неудачников партийно-чекистской службы. Священники, отказывавшиеся сотрудничать с тайной полицией, томились по зонам; пятидесятникам лепили несусветные сроки за антисоветскую деятельность; свидетели Иеговы одним махом были сосланы в Сибирь… Такова была религиоведческая экспертиза эпохи тотальной несвободы. Теперь представители президента РФ в регионах прежде спешат с визитом к правящему архиерею, а уж потом — к губернатору. Но есть в этом некая государственная нелепица. Отправляясь на службу, чиновник, как халат и тапочки, должен оставлять дома свои конфессиональные предпочтения. Конституцию, принятую всенародным голосованием в 1993 году и провозгласившую Россию светским государством, еще никто не отменял.
Но, господа! У нас весьма своеобразный министр юстиции. Семя православной веры дало столь пышные всходы в душе министра Коновалова, что, занимая совсем немаленькую казенную должность, он решил познать ангелологию, христологию, сотериологию и т.д. и т.п., поступил в Свято-Тихоновский богословский институт и получил соответствующий его похвальному прилежанию диплом. Даже верные рабы Божии Дмитрий Медведев и Владимир Путин в своем рвении не зашли так далеко. Добро бы г-н министр богословствовал вне министерских стен, на воскресных чаепитиях у батюшки по завершении ранней обедни. Но похоже, православная вера г-на Коновалова бесповоротно взяла верх над его государственным смыслом.
Он поставил во главе Экспертного совета одного из своих наставников по Свято-Тихоновскому институту Александра Дворкина — лютого ненавистника всякого религиозного инакомыслия. Дня не проходит, чтобы он не обвинил протестантов, кришнаитов, свидетелей Иеговы и всех прочих, кто молится не в православных храмах, в преступлениях против личности и государственной безопасности. Не раз и не два этот «ревнитель благочестия» был уличен в чудовищной клевете. Известный исследователь крестьянской религиозной культуры Александр Александрович Панченко сказал недавно, что Дворкин, с его точки зрения, «подлежит судебному преследованию за разжигание религиозной розни». И если бы только Дворкин! Большинство членов этого синедриона — его единомышленники, такие же оголтелые «сектоведы».
Министр успокаивает встревожившийся народ и советует подождать решений нового Совета... Господин Коновалов может, конечно, веровать в духовное перерождение экспертов вроде Дворкина, но никаких рациональных оснований для этого нет. И ни у кого нет сомнений, что своим правом они воспользуются на вполне советский лад.
Александр Нежный.
Источник:
"The New Times"