20 Июля 2009
В этот день в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция «Рейдеры от РПЦ захватывают Рязанский кремль». В ней приняли участие исполнительный директор движения «За права человека» Александр Бехтольд, руководитель «Рязанской Школы прав человека» София Иванова, зав. отделом развития музея-заповедника «Рязанский кремль» Ирина Кусова, директор Института религии и права Роман Лункин (Москва), президент кинофестиваля «Окраина» (Рязань) Александр Никитин и сопредседатель московского отделения ОДД «Солидарность» Константин Янкаускас.
– Процесс поэтапной ликвидации музея-заповедника «Рязанский кремль» продолжается. К сожалению, директор музея отказалась подать в суд на Росимущество по поводу незаконного изъятия у музея гражданской постройки, в результате музей вынужден был демонтировать экспозицию и выставки на площади 500 кв. м. На сегодняшний день, согласно плану Полтавченко, подбирается новое место для музея. По закону музей-заповедник не может быть перенесен в какое-либо другое место или разделен на части. Однако, пренебрегая правовыми нормами, администрация города Рязани в настоящее время намеревается построить новое здание для музея перед Центробанком на месте сквера, площадь которого в несколько раз меньше нынешней площади музея, отметила Ирина Кусова. Администрация музея выразила свое несогласие с данным предложением. Музейные работники и многие граждане (за сохранение музея-заповедника в Кремле собрано уже свыше 50 тысяч подписей) выступают за соблюдение закона: все памятники Кремля должны оставаться на балансе музея-заповедника, епархии должен быть обеспечен доступ для организации богослужений в храмах.
– Очень много действующих статей закона, в том числе и Конституция, нарушены государственными и негосударственными организациями, от которых зависело, будет разрушаться музей-заповедник или нет, – сообщил Александр Бехтольд и добавил, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация вокруг музея-заповедника говорит о предельной степени узурпации власти и коррумпированности в стране. Узурпация проявилась в том, что одного росчерка пера бывшего Президента РФ В.В. Путина, не подкрепленного никакими официальными законами и документами, оказалось достаточно, чтобы начать противозаконную передачу зданий историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль» Рязанской епархии. Ни одна из ветвей власти, несмотря на многочисленные обращения Комитета в защиту кремля во все инстанции, не отреагировала должным образом на эти произвольные действия Президента, что говорит об всеобщей несамостоятельности всех ветвей власти. Открыто нарушаются права граждан, которые потеряли доступ к объектам культуры, а в суде представителям Общественного комитета отвечают: «Ваши права не нарушены». Один из депутатов Государственной Думы открыто сказал: «Какие законы? Мы можем действовать только на уровне эмоций, мы должны впечатлить Президента, Премьера и Правительство, чтобы хоть как-то расшевелить в них совесть». При такой обстановке эта предельно коррумпировавшаяся власть просто подталкивает на борьбу с нею, даже на уровне борьбы за культурные ценности в стране, - подчеркнул Александр Бехтольд. Поменять ее невозможно, последние поправки в закон просто исключают возможность честного равноправного и справедливого участия в выборах разных партий и разных кандидатов. Вернуть их в рамки закона также невозможно – все инстанции слепнут, как только видят резолюцию президента. Сейчас на основе борьбы за культурные ценности, в данном случае – Рязанского кремля, уже надо создавать организованную политическую силу.
– Ситуация вокруг Рязанского кремля – это тенденция, подчеркнул Константин Янкаускас. РПЦ предъявила свои претензии уже и к зданию кафедрального собора в Калининграде, который был построен вовсе не силами РПЦ и где сейчас находится музей. В Москве была скандальная ситуация с выселением студентов РГГУ какими-то непонятными вооруженными формированиями, чтобы освободить помещения, переданные РПЦ. Государственная власть вступила в сговор с православной церковью и потворствует ей в захвате помещений. Церковь практически не восстанавливает разрушенные храмы на периферии, официальная церковная политика – это захват лакомых кусков собственности.
– Несмотря на то, что конфликты такого рода мало освещаются в СМИ, власть боится подобных акций, и ей все-таки нужна какая-то поддержка в общественной среде, – сказал Роман Лункин. Поэтому, возможно, вскоре чиновники и политики будут пытаться опереться на гражданское общество. Православная церковь и ее представители требуют фактической реституции церковной собственности в полном объеме. Поэтому сегодняшние разговоры о восстановлении исторической справедливости – это лукавство, так как большинство церквей и монастырей либо уже передано РПЦ, либо находится в стадии передачи. А закон о передаче собственности религиозным организациям предусматривает, что Церковь получит не только храмы, но и все пристроенные к ним позже здания. При этом Церковь добивается того, чтобы находящиеся в собственности памятники культуры содержало именно государство, а не новый собственник – Церковь.
Из-за очевидной связи между противоправными действиями государства и РПЦ многие общественные акции сегодня приобретают антиклерикальный характер. Вся эта конфликтная ситуация вредит не только церкви как структуре, но и распространению православия как христианской веры. Действия руководства РПЦ отторгают от православия интеллигенцию, Церковь, таким образом, устраивают сама для себя своего рода «Белый пароход». Люди сохраняют веру, но отвергают чиновников из Московской Патриархии.
– В ситуации, сложившейся вокруг Рязанского кремля, очевидно нарушение Конституции: ст. 44 о праве на пользование культурными ценностями и ст.14, где говорится, что все религии равны, - отметила Софья Иванова. Между тем Президент РФ Дмитрий Медведев стал чаще заявлять, что Россия – это правовое государство, которое стремится к верховенству закона. Однако когда представители Общественного комитета в защиту кремля обращаются в суды и правоохранительные органы, в различные инстанции, отовсюду приходит ничем не обоснованный ответ: «Нарушений ваших прав нет». Когда прокуратуре предоставляют нарушение закона по семи пунктам, прокуратура вежливо отвечает по одному пункту, а остальных как будто не существует. Кроме того, в последнее время сторонники сохранения музея-заповедника в Рязанском кремле стали испытывать на себе существенное давление со стороны региональных властей. Так, общественным организациям, поддерживающим защитников кремля, отказываются предоставлять какие-либо публичные площадки. Это не может происходить без молчаливого согласия федеральной власти.
– Интеллигенция и церковь на сегодняшний день органически несовместимы, считает Александр Никитин. Интеллигенцию отторгает не только Церковь, но и сложившийся сегодня альянс бюрократии, плутократии и клерикалов, который на таких площадках как Рязань ведет борьбу за вполне корыстные интересы: собственность и власть. Критические мыслящий человек становится несовместимым с той моделью «российской культуры», которую этот альянс выстраивает. В настоящее время в Рязанском кремле проходит обкатку модель временного прекращения действия некоторых федеральных законов, стоящих на пути рейдерских операций. Примечателен ряд фигурантов истории с Рязанским кремлем, разворачивающейся на глазах всей страны. Часть из них до сих пор находится в тени. В частности это настоятель Сретенского монастыря Тихон Шевкунов. Его роль негласного посредника всех договоренностей между высшей властью, Рязанской епархией и непосредственными исполнителями всех действий по рейдерскому захвату Рязанского кремля впервые вскрыл в своей книге «Вопиющие камни» кандидат богословия, доктор исторических наук А.Е. Мусин. Именно Тихон встречался с архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом и тогдашним губернатором Рязанской области Георгием Шпаком по поводу передачи всей территории музея-заповедника епархии. Другой человек, разработавший рейдерский план захвата Рязанского кремля, – это Александр Бугаевский, делегат от Рязанской епархии на Поместном соборе по избранию патриарха.. Этот человек (о котором почти не пишут СМИ) возникает с начала 1990-х гг. во всех «горячих точках», где нужно пробить решение, не подкрепленное никакими правовыми документами, и де-факто добиться того, что сейчас происходит с Рязанским кремлем. Не так давно нынешний министр культуры А.Авдеев, говоря о том, что взаимоотношения Церкви и музеев складываются во многих местах очень проблематично, привел в качестве положительного примера Рязань и Рязанский кремль. Этой присущей министру Авдееву дипломатической гибкости сейчас совершенно недостаточно – сегодня России нужен министр, который будет борцом за культуру и, соответственно, за будущее нашей страны.
После пресс-конференции на Чистопрудном бульваре состоялся митинг против превращения главного музея Рязанской области в офис архиерея. На митинге выступили участники Комитета в защиту кремля и поддерживающие их представители московских общественных организаций– всероссийское общественное движение «Солидарность», «Объединенный Гражданский Фронт», Российский Коммунистический Союз Молодежи. Участники митинга держали транспаранты с надписями «Кремль – общенародное достояние, ане церковная собственность», «Нет – православному талибану!», скандировали «Нет рейдерству РПЦ!» Там же было собрано еще свыше 300 подписей иподписано свыше 70 писем Президенту и председателю Правительства РФ против ликвидации особо ценного объекта культуры народов РФ и против все более агрессивной клерикализации страны.
Пресс-служба Общественного комитета. Kremlryazan.ru