16 Июля 2009
"Портал-Credo.Ru": Насколько на практике реализуется в нашей стране принцип свободы совести?
Юрий Носков: На конференции "Актуальные проблемы реализации свободы совести в современной России", состоявшейся 2 июля 2009 года отмечалось, что к настоящему времени у нас создана солидная правовая база, обеспечивающая функционирование и развитие более 60 различных религиозных направлений. Созданы и беспрепятственно функционируют институты гражданского общества, защищающие интересы верующих. Участники конференции констатировали позитивность намерений, декларированных государством в борьбе с национализмом и экстремизмом, прикрывающихся религиозной риторикой. Все религиозные организации имеют право через средства массовой информации информировать общество о жизни своих организаций и проблемах существующих в их развитии.
– Можно ли тогда констатировать, что у нас с этим всё в порядке?
– К сожалению, это не так. Участники конференции констатировали, что положение дел в сфере соблюдения прав верующих в стране далеко от совершенства. Они обозначили те моменты, которые, по их мнению, создают препятствия для обеспечения этих прав. Реальные условия для развития религиозных организаций различных деноминаций в нашей стране далеко не одинаковы. В этой связи на конференции подчёркивалась недопустимость каких-либо преференций со стороны светского государства по отношению к той или иной религии. Выступавшие высказывали неудовлетворение по поводу того, что многие государственные служащие (начиная с самого высшего уровня и заканчивая руководителями органов местного самоуправления) нарушают пункт 4 статьи 4 Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который гласит, что "должностные лица органов государственной власти, других государственных органов … не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии".
– Приводились ли конкретные примеры таких нарушений?
– Да, и многочисленные. Среди них – оформление государственными чиновниками государственных служебных помещений (служебных кабинетов) религиозной символикой той или иной религии; организация командирами воинских частей по их собственной инициативе освящения священнослужителями той или иной конкретной религии знамен, боевой техники и оружия, которыми, как понятно, пользуются военнослужащие разных вероисповеданий. На конференции получила осуждение введённая в 90-х годах и продолжающаяся по настоящее время практика наполнения дизайна государственных наград религиозной символикой. Я уже не говорю о нашем недоверии нынешнему Совету по религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ.
– В чём вы видите его недостатки?
– Назначение на пост руководителя Экспертного совета персоны, известной в России своей агрессивной деятельностью по отношению ко всем религиозным организациям страны за исключением той, в которой он сам состоит и с которой сотрудничает на постоянной основе, участники конференции сочли опасным как создающее условия для возникновения прецедентов дискриминации по религиозному признаку. Большинство положений приложения № 1 "Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы" к Приказу № 53 Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2009 года "О государственной религиоведческой экспертизе" неоправданно расширяют полномочия Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, её объекты и задачи, наделяют Экспертный совет функциями контроля за деятельностью религиозной организаций, что не может входить в функции Экспертного совета и является прямым нарушением Конституции РФ и Закона "О свободе совести о религиозных объединениях".
По нашему убеждению, в Экспертном совете по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ не могут состоять лица, являющиеся священнослужителями любой конфессии или входящие в их руководящие или организационные структуры. Введение в его нынешний состав священника РПЦ МП Льва Семёнова и первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова противоречит Приложению № 2 Приказа № 53 "Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы", в котором в п. 2, определяющем состав Совета, указано, что представители религиозных организаций могут привлекаться к его работе только в качестве консультантов, но не его членов.
– Как же противостоять этим посягательствам на права верующих?
– Среди конкретных предложений участников конференции по улучшению положения дел в сфере свободы совести я бы выделил идею объединения усилий всех общественных организаций, занимающихся вопросами обеспечения прав верующих граждан России. Мы намерены обсудить на одном из заседаний Совета Евразийского отделения МАРС возможности расширения его состава и будем разнообразить формы нашей работы.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что при всем многообразии точек зрения, высказанных на конференции, её участники сошлись в том, что их совместная деятельность, направленная на содействие развитию прав всех законопослушных верующих России, является важнейшим условием сохранения в стране стабильности и взаимопонимания.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"