14 Июля 2009
Организаторами конференции «Актуальные проблемы реализации свободы совести в современной России» выступили Общероссийская общественная организация защиты религиозной свободы «МАРС» и Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. В работе конференции приняли участие ведущие ученые- религиоведы, руководители конфессий и религиозных организаций, представители правозащитных организаций. Были приглашены государственные служащие, изложившие позиции соответствующих ведомств.
Заслушав и обсудив представленные доклады: «Современный кризис и его влияние на религиозную (или духовную) сферу российского общества»; «Концептуальные проблемы взаимоотношения государства с религиозными объединениями в современной России»; «Религиозный радикализм и ксенофобия»; «Правовой нигилизм как источник ограничения религиозной свободы» и др. участники конференции констатируют, что самой актуальной проблемой реализации принципа свободы совести в современной России является противодействие продолжающемуся несоблюдению этого принципа как на федеральном уровне, так и на местах, в отдельных субъектах федерации.
Серьёзную озабоченность участников конференции вызывает издание Министерством юстиции РФ приказа №53 от 18 февраля 2009 года и приложений к нему, существенно расширяющих полномочия Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ и придание ему функций контроля за деятельностью религиозных организаций, что является прямым нарушением Конституции РФ и Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Участники конференции также высказали озабоченность кардинальным изменением состава совета. Отныне в нём превалируют государственные и церковные функционеры, которые не имеют религиоведческой подготовки, выходящей за рамки собственного вероисповедания, а в роли руководителя Совета выступает не имеющий соответствующего образования А. Л. Дворкин, штатный сотрудник высшего учебного заведения одной конкретной религиозной организации. Участники конференции считают недопустимым присутствие в составе Совета священнослужителей любой конфессии, что нарушает принятое тем же приказом Минюста РФ Положение о формировании Совета. Эти действия Минюста продемонстрировали, какую политику оно формирует и насколько серьезно подходит к реализации норм Конституции и законодательства.
Продолжают нарушаться и положения Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4, п. 4), которые прямо запрещают должностным лицам органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащим использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Тем самым грубо нарушаются положения Конституции, согласно которым Российская Федерация является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Например, имеет место оформление государственными служащими государственных служебных помещений религиозной символикой той или иной религии, сооружение богослужебных объектов на территориях государственных учреждений, в том числе судов разных уровней, в воинских частях и т.д.. По инициативе командиров воинских частей проводится освящение священнослужителями боевой техники и оружия. Приходится сталкиваться со случаями проведения молебнов в светских учебных заведениях. С 90-х годов наблюдается практика использования религиозной символики, причём только христианской, в дизайне государственных наград РФ.
О нарушении прав верующих говорит такой факт: Община евангельских христиан-баптистов из Белгородской области обратилась с жалобой к Уполномоченному по правам человека в РФ в связи с невозможностью распространения Священного Писания в медицинских, учебных, пенитенциарных и других учреждениях области. Заявители сообщили, что руководители некоторых из указанных учреждений предложили им сначала получить на это согласие главы местной епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Аналогичные предложения верующие отдельных конфессий и религиозных организаций получали в ответ на свои обращения к властям и в других субъектах Российской Федерации (в докладах прозвучали многочисленные примеры). Таким образом, конституционное право верующих на распространение своих религиозных убеждений нарушается в устной форме, что исключает возможность обжалования таких нарушений.
Не менее актуальной проблемой, препятствующей реализации принципов свободы совести в современной России является разделение вероучений на «традиционные» и «нетрадиционные», которое навеяно неправильной трактовкой преамбулыфедерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в результате внесённых в него поправок 1997 года, являющихся, по сути, антиконституционными, поскольку игнорируют один из основополагающих принципов Конституции, изложенный в п. 2 ст. 14 о равенстве всех религиозных объединений перед законом. В преамбуле закона перечислены религии, "составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Все остальные религии автоматически относятся к "нетрадиционным" В результате понятие "нетрадиционная религия" неминуемо отождествляется с понятием "секта" – термином неправовым, имеющим однозначно негативную коннотацию.
Ни в коей мере не опираясь на Конституцию и законы, ведомственные нормативные акты и пресс-релизы органов государственной власти и местного самоуправления пестрят такими терминами, как «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ», «адепты», которые произвольно и злонамеренно применяются для характеристики отдельных вероучений с самыми неблагоприятными для них последствиями.
Участники конференции призывают Уполномоченного по правам человека в РФ в своей деятельности уделять больше внимания нарушениям прав человека в сфере свободы совести как одного из фундаментальных, повысив эффективность работы своего аппарата в этой сфере.
Участники конференции призывают ответственных государственных и религиозных деятелей российского общества устранить прецеденты многочисленных нарушений конституционных принципов в государственно-конфессиональных отношениях, представляющих угрозу гражданскому миру. Настоятельной необходимостью является возврат к неукоснительному соблюдению Конституции РФ, приведению законодательства и ведомственных нормативных актов всех уровней власти и местного самоуправления в соответствие с ней, принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, являющимися составной частью правовой системы РФ, как это записано в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Москва,
2 июля 2009 г.