15 Июня 2009
Благодарю Вас за приглашение и присланную информацию. Весь июнь мне придётся служить одному, настоятель уходит в отпуск, отлучиться сложно. Кроме того, мне трудно
передвигаться, особенно по Москве. В наступившем возрасте отсутствие ноги меня связывает. Всё это вместе взятое лишает меня удовольствия посетить конференцию.
Что касается моей позиции, лично я знаю архиерея Евсевия Саввина. От общения с ним сохранилось много впечатлений. Приходится много слышать и читать впечатлений, отзывов и фактов от священников из других епархий. Удивительно, что положительных отзывов об архиереях не встречаю. Только отрицательные. Точнее, в начале переписки хвалят своего архиерея за его активную деятельность, внимание, заботу и проч. Когда сложатся доверительные отношения, описывают такого монстра, что не поверишь, если в личном опыте сам не встретил такого же "евсевия". Это морально и административно безответственные люди, без всякой самокритики. Они жаждут власти, корысти и похвал, и не знают меры и контроля в собственных страстях и желаниях. Произвол, насилие и лицемерие запечатлели епархиальную жизнь.
Если пробиваются ростки духовной жизни, христианского просвещения и социальной работы, железная рука архиерея вырывает их с корнем и почву асфальтирует. Всё, что движется в церкви - живет, пока не добрался до него архиерей. Если архиерей начнёт заниматься просвещением, социальной работой или духовной жизнью, они умирают.
Отчёты остаются, и галочки стоят, но это - сплошная советская "показуха". Ни дела, ни жизни нет. Сперва это не укладывалось в голове. Глядя на новую акцию, говорил себе: этого не может быть. А оно было. Впечатление об архиерейской корпорации складывается негативное.
Возможно, суждение, сделанное на основе характеристики нескольких лиц, покажется необъективным. С другой стороны, если такие люди не вызывают отторжения в своей корпорации, это настораживает и заставляет усомниться в её нравственной полноценности. Когда использованы все доступные средства: обращение к самому архиерею, обращение к высшей церковной власти, обращение к церковному суду - и не получен ни один (!) ответ за десятки лет, приходится признать, что корпорация не осуждает поступки, несовместимые со званием архиерея, не хочет знать о них и делает вид, что не слышит. В этом случае этические сомнения подтверждаются и обращаются в уверенность.
Корпорация представляет слепок советской партийно-бюрократической номенклатуры, чиновники которой, попав в обойму, получают индульгенцию на любые преступления, кроме единственного: выступать против самой системы, как в случае с Диомидом. Во всех других случаях корпорация защищает "честь мундира", всегда дружно признавая чёрное - белым. РПЦ преследует не тех, кто совершает преступления, а тех, кто их обнародует. Всё должно быть шито-крыто, как в советскую эпоху. Это некультурная, недобрая и развращённая часть общества, повторяющая сталинскую номенклатуру. В РПЦ законсервирован советский дух и советское устройство.
Клерикализация возродит негативы советской системы, насколько возможно в современном обществе. Ни культуры, ни духовности, ни образования клерикализация не принесёт. Это возвращение к сталинизму с заменой марксизма на "православную" идеологию. Жаль, что приходится писать такие жёсткие слова, к сожалению, это правда.
Двадцать лет назад я написал бы другой отзыв. За прошедшие годы РПЦ потеряла евангельские идеалы: любовь, свободу, внимание к личности, сострадание, бескорыстие и творчество. РПЦ наполнилась тем содержанием, которое церкви несвойственно, и от которого она должна защищаться всеми силами и средствами. РПЦ необходимо заняться собой, своим внутренним устройством, духовной жизнью, служением Богу и человеку, освободиться от крепостного права. Без этих изменений она принесёт в общественную жизнь государства жестокость, конфликты, произвол, насилие над свободой совести и повторение репрессий. Уже теперь нарушения конституционных законов вписаны в Устав РПЦ и осуществляются в качестве нормы церковного Устава. Устав нарушает десяток статей Конституции РФ, Трудового Кодекса, федеральный "Закон о суде", ФЗ-125 "Освободе совести и религиозных объединениях". Что будет дальше на путях правового нигилизма? Наше государство не блещет экономикой, не славится гражданским обществом. Клерикализация приведёт государство к полной катастрофе. Желаю Вам всеми силами отстоять светское государство. Это будет благом как для РФ, так и для РПЦ.
Священник Павел Адельгейм. Псков, 20 мая 2009 года.