11 Июня 2009
1. Светский характер государства является одним из оснований российской демократии. Несмотря на наличие в стране множества разных религий, конфессий, верований и мировоззрений граждане России объединены общим культурным полем. Существование этого сугубо российского феномена религиозного многообразия без условия светскости невозможно, так как светское общекультурное пространство является той областью личного и общественного самовыражения, в которой конструктивно сосуществуют три основных направления в мировосприятии человечества – религия, наука и искусство.
2. Исторически укорененные на территории России религиозные традиции христианства, ислама, иудаизма, буддизма и иных религиозных направлений вправе ожидать поддержки на властном и общественном уровнях светского государства. Все эти религии, конфессии и деноминации вправе рассчитывать на четко обозначенные в законе привилегии, необходимые для сохранения общей религиозной культуры России во всем ее богатстве и многообразии, что соответствует конституционному принципу осуществления свободы совести и равенства всех религиозных объединений перед Законом.
3. Представители отдельных исторически укорененных в стране религиозных объединений, опирающиеся на тесное сотрудничество с представителями власти на различных уровнях, обязаны учиться жить в цивилизованном демократическом государстве, каким стремится стать Российская Федерация, уважать духовные ценности иных вероисповеданий и чувства верующих других религий, соблюдать наряду со всеми гражданами России Конституцию РФ и действующее законодательство РФ.
4. Несоблюдение Конституции РФ, игнорирование светского характера государства и нарушение действующего законодательства РФ, в частности, посредством разжигания межрелигиозной неприязни и вражды, допускаемое представителями Русской православной церкви Московского патриархата стало сегодня правовой и этической проблемой общероссийского масштаба. К созданию этой проблемы оказались причастны отдельные государственные чиновники, препятствуя законной деятельности религиозных объединений, ряд которых определяется сторонниками конфессиональной и юрисдикционной исключительности Московского патриархата. Такое явление, оскорбительное для православных россиян, входящих в юрисдикцию РПЦ МП, справедливо квалифицировать, как дискриминацию прав граждан по признаку их вероисповедания, а также сознательным возбуждением религиозной неприязни. За источник этого цинично выдается христианская Православная Церковь, превращаемая, таким образом, в символ правового нигилизма, межрелигиозной вражды, дискриминации граждан РФ и сопротивления конструктивному развитию демократического государства.
5. Агрессивное наступление РПЦ на учреждения культуры, необоснованные имущественные претензии на объекты культурного наследия как на "церковную собственность" сокращают и без того недостаточное число музеев, резко сужают культурное пространство России, в нарушение Конституции ограничивают доступ граждан к общенациональному культурному достоянию. Попытки проведения закона о церковной реституции провоцируют масштабные социальные конфликты в стране.
6. Антисектантские, в сущности, антирелигиозные выступления и публикации, где отдельные верующие и целые общины именуются "экстремистами" и "врагами народа", демонстративно нарушают законодательство и оскорбляют достоинство наших добропорядочных сограждан, компрометируют цивилизованное светское общество, разрушают гуманные основы общественного сознания возрождающейся России. Подавляющее большинство материалов, возбуждающих ненависть и вражду между представителями разных вероисповеданий, появляется в нашей стране благодаря так называемым "сектоведам", пользующимся поддержкой отдельных лиц в руководстве Московской патриархии. Такого рода деятели составили наиболее активную часть антиконституционного Совета при Минюсте РФ.
Подмена светской науки о религии (религиоведения) церковной дисциплиной (богословием) и изобретенной антикультистами спекулятивным "сектоведением" ориентирована на нанесение ущерба светскому характеру государства. Искусственно созданная церковью пропагандистская дисциплина "сектоведение" предполагает взгляд на отличные от принятых в Московской патриархии религиозные взгляды, как на ущербные, вредоносные, а потому не имеющие прав на существование.
7. Внедрение по требованию клерикалов принудительного, в обязательном порядке обучения православию в светской системе общеобязательного образования в средних школах вызывает регулярные конфликты, возмущает и оскорбляет последователей других вероисповеданий и иных убеждений. Выставление Церкви орудием пропаганды политического режима живо напоминает опыт царской и советской России, хотя закон не препятствует организации религиозными объединениями собственного обучения религии.
8. Внедрение обязательной единой религии в армию с понуждением принимать участие в религиозных обрядах одной религии военнослужащих разных вероисповеданий и неверующихнедопустимо. Это представляет собой фактическое разделение российской армии, возбуждает неприязнь и вражду между военнослужащими, часть которых подвергается унижениям по религиозному признаку, что, как следствие, подтачивает боеспособность личного состава изнутри.
9. Характер проблемы общенационального масштаба приобретает процесс вытеснения Московской патриархией представителей иных конфессий из социальной сферы – домов престарелых, лечебных учреждений и тюрем. В сфере реабилитации нарко- и алкогольно-зависимых граждан эта тенденция приобретает черты социального вредительства, поскольку вытеснение из социальной сферы других религиозных объединений далеко не всегда сопровождается предоставлением аналогичной помощи нуждающимся. В результате разрушается хрупкая система социального партнерства, выстроенная религиозными объединениями в 1990-е годы, что подрывает доверие миллионов неправославных верующих к государству, которое способствует православным клерикалам в разрушении ими социально-благотворительных структур.
10. Имея печальный опыт синодального государственного православия и атеизма советского периода, многонациональная и поликонфессиональная Россия встала на путь цивилизованного светского демократического развития. Перед неоднородным по вероисповедному признаку российским обществом открыта историческая перспектива мирного и созидательного социального и культурного развития в условиях светского правового государства. Опасный эксперимент с использованием адаптированной к нуждам ограниченной группы политиков и клерикалов религиозной доктрины в качестве идеологии, способен далеко отодвинуть эту перспективу для России, либо окончательно ее лишиться. Продолжение опасных внутриполитических опытов под руководством рвущихся к власти клерикалов может поставить страну на грань социально-политической катастрофы.
P.S. Манифест в защиту светского государства был представлен для обсуждения общественности во время пресс-конференции "Инквизиторам-нет!" в защиту светского государству 10 июня. Осенью этого года представители различных общественных сил еще раз соберутся в расширенном составе и официально объявят о создании широкого Общественного Движения в защиту светского государства и против воинствующего клерикализма, раскалывающего Россию. В качестве основы этого движения будет принят Манифест в защиту светского государства. Обсуждение этого документа открыто - все желающие могут высказаться по поводу основных положений Манифеста и присоединиться к формируемому в настоящее время Общественному движению (присылайте свои отзывы и соображения, а также если вы хотите стать координатором этого Общественного движения в Вашем регионе - пишите на эл. адрес: romanlunkin@mail.ru).