11 Июня 2009
Мне кажется, источником того "клерикального наступления" на светское общество, которое мы сегодня видим, стала та пресловутая идеология "православной цивилизации", которую наша власть усвоила с легкой руки Сэмюэля Хантингтона, которую с радостью подхватили и политические деятели Русской Церкви, и сегодня с большим энтузиазмом внедряют в сознание власти и народа.
Допускаю, что со стороны нашей власти благие намерения. Государство должно стоять на этических основаниях, иначе оно будет стоять либо на диктате капитала, либо на личной или партийной тирании. Попытку власти утвердиться на этических основаниях нужно только приветствовать. Но все мы знаем также, в какие места бывает ведет устланная благими намерениями дорога. И те принципы "православной цивилизации", которые изложены во многих статьях и речах наших церковных идеологов хорошо известны. Это, если совсем кратко, "симфония государства и Церкви", "единство власти, Церкви и народа", "духовная миссия государства" внутри страны, и создание широкой коалиции "традиционных цивилизаций", противостоящих "бездуховному Западу" – во внешней политике. Все это, повторяю, можно прочитать в многочисленных публикациях наших церковных лидеров.
Не трудно увидеть, что все эти принципы – лишь несколько модернизированные принципы нашей прошлой коммунистической системы. Это всё очень знакомо и очень привычно для нашей постсоветской бюрократии и нашей ментальности, выпестованной коммунистической идеологией. Вот эти "традиционные ценности" сегодня очень по-постмодернистски смешивается с вечными византийскими мечтами, нашими имперскими мифами и преподносится в виде такой вот русской кока-колы, нашей альтернативы глобальному миру, нашего "ответа Чемберлену". Это такая историко-политическая попса, очень доходчивая и знакомая, почему и имеет такой успех. Почему она так радостно и подхватывается и всё у нас так "успешно" складывается по знакомым складкам. То есть совершенно очевидно, как мы заходим на новый виток, новый вираж "русской утопии" и глобального противостояния. И не трудно догадаться, что нас ждет, если эта идеология возобладает: авторитарный режим внутри страны (с заменой "руководящей роли КПСС" бюрократическим аппаратом РПЦ МП) и наращивание противостояния во внешнем мире в попытках создания нового "соцлагеря" на базе "традиционных цивилизаций". То есть, если говорить совсем прямо, нас ждет дорога к тоталитаризму внутри страны и к Третьей Мировой войне – вовне. И всё это с самыми благими намерениями "нравственных оснований".
Не трудно увидеть, чем подобная идеология грозит нам и в культурном плане. Это снова острая ориентализация и варваризация страны. Мы всегда бываем склонны к превращению в "евразийскую Турцию", а в сегодняшней культурной и духовной пустыне – особенно. Если антиевропейские векторы развития окончательно возобладают, то не сдерживаемая ничем евразийщина и экспансия воинствующего исламизма очень скоро превратит чаемую "православную цивилизацию в "православно-исламскую" в формате, скажем, православного президента и исламского премьера. То есть мы очень быстро скатимся к языческому фундаментализму со всеми его прелестями под аккомпанемент бодрой псевдоправославной демагогии.
То есть, прежде всего (и это, наверное, самое худшее, что можно себе представить), вся эта идеология грозит нам гибелью культуры – главного нашего национального и всемирного достояния. Вся наша культура, от "Слова о полку Игореве" и "Троицы" Рублёва до Пушкина, Достоевского, Гоголя, вплоть до Бродского, Солженицына, Тарковского – европоцентрична. И она вся – христианская по духу. Томас Манн в своё время назвал русскую литературу "святой литературой", Георгий Федотов говорил о русской культуре как единственной оставшейся в Европе христианской культуре. То есть, гибель нашей культуры уже действительно несет глобальную духовную угрозу миру.
Итак, как это ни парадоксально, но идеология "православной цивилизации" грозит гибелью христианства, крушением последних этических оснований государства, гибелью последних ростков христианской культуры, скатыванием в варварство и язычество. И, конечно, гибелью самой Русской Церкви.
И это совершено естественно, потому что сама идеология "православной цивилизации" растет из ложных оснований. Ведь у Хантингтона (теорией "столкновения цивилизаций" которого вдохновляются наши идеологи), "православная цивилизация" присутствует в рамках геополитической модели "запад – не-запад", в рамках только политологии, не претендуя ни на какое сверхучение. Нам же традиционно свойственно вдохновляться последней по времени модной западной теорией, возводя её чуть ли не в ранг религии. Так случилось с марксизмом, который на русской почве вылился в социальную утопию и большевистский кошмар. То же происходит сегодня с пресловутой "православной цивилизацией", грозящей нам утопией ХХI века и фундаменталистским кошмаром. Ошибка этой теории в том, что она игнорирует общие культурные и христианские корни европейской, греко-римской цивилизации (зато очень греет местечковое сознание нашей бюрократии – как светской, так и церковной).
Всякая муть в обществе начинается с мути в головах. Муть в головах начинается с мути в словах. Чтобы избежать насилия над здравым смыслом и поставить все вещи с головы на ноги, нужно, прежде всего, отрефлексировать лексику, вернуть словам их исконный смысл. Если речь идет об истории, то лучше говорить не о православной цивилизации, а о христианской цивилизации и православной традиции (не смешивая в одну кучу государственное устройство, вероучение и культуру). И особенно в нашей политической реальности опасно плодить синтетические чудовища в виде "православной цивилизации" (в мутной воде которой можно незаметно протащить целых левиафанов). Можно и нужно говорить о православных традициях, но если мы хотим построить нормальное, европейское, не языческое, не варварское государство, говорить нужно о христианских принципах, и строить не "православную цивилизацию", а нормальное, светское христианское общество.
Что такое христианское общество? Это такое общество, правители и народ которого свободны исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но в котором существуют этические принципы, заложенные христианством, некие общепринятые этические нормы, в соответствии с которыми рассматривается всякое явление. Иными словами, это общество, в котором существует некий универсальный стержень, и этический минимум, принятый всеми. В центре такого общества должна быть не идеология, не государство, а человек (абсолютную ценность личности которого и принесло в мир и утвердило христианство). В таком обществе должно существовать здоровое напряжение между государством, религиозными и общественными организациями, гражданским обществом и культурой. Все религиозные организации в таком обществе должны быть, конечно, отделены от государства и никакой "духовной миссии", кроме заботы о человеке, и его нормальном существовании у государства быть не должно. Но при этом государство в христианском обществе должно уважительно относиться к религиозным организациям, и прислушиваться к их мнению относительно тех или иных своих действий (так же как и к мнению "культурной элиты" и "гражданского общества"). Между всеми этими элементами общества должны существовать напряжения, возможны (и даже необходимы) трения и конфликты. Но все эти "общественные элементы" должны уважать этические принципы и быть повернуты к человеку. Такая устремленность к человеку государства и всех общественных сил и создаст единое общественное поле (заменив тем идеологию, направленную всегда на массу, а не на человека).
Среди религиозных организаций у Русской Церкви должно быть, конечно, "первенство чести". Её голос должен быть среди них самым уважаемым и слышимым. Но это должно обеспечиваться не гегемонией, а естественным историческим (и нравственным) авторитетом. Сама Русская Церковь, освободившись от несвойственных ей по природе государственнических функций, в духовной свободе сможет стать тверже в своих нравственных основаниях, очиститься от исторических напластований (наследия сергианства и прочей языческой мути). И в свободном общении с другими религиозными организациями научится лучше формулировать смыслы своей веры, станет действительно свободной и независимой Церковью, а не полугосударственной машиной для "сакрализации бюрократии".
Такое христианское общество кажется сегодня единственной альтернативой и политическому клерикализму и "модернизированному технократическому варварству"; единственной защитой и от фундаменталистского (и любого иного) тоталитаризма и от постмодернистского хаоса. Но чтобы это стало реальностью, необходима самая широкая коалиция всех общественных сил: культурной элиты, интеллигенции, всего ответственного, гражданского общества.
Как заметил Томас Элиот накануне Второй Мировой войны, единственной альтернативой христианскому обществу оказывается общество языческое. Как показывает история, лишенные этических оснований, любые уверенные в себе демократии легко соскальзывают к тоталитаризму, если не к фашистскому и фундаменталистскому, то к финансово-олигархическому. Итогом же становиться мировая кровавая бойня. Наверное, пока ещё есть возможности избежать этих прелестей, стоит ими воспользоваться.