О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Непонимание или нетерпимость: конфликт вокруг Российского Библейского общества

  версия для печатиотправить ссылку другу
Непонимание или нетерпимость: конфликт вокруг Российского Библейского общества
5 Июня 2009

Ситуация, сложившаяся вокруг Российского Библейского общества показывает, что просто так распространять Библии без государственной санкции и вне одной официально признанной церкви, становится чрезвычайно трудно. Российское Библейское общество (РБО) было зарегистрировано в декабре 1991 года в качестве религиозной организации под учетным номером 100. Кроме того, 8 февраля 1999 года оно прошло перерегистрацию, согласно Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года. Никто не подвергал сомнению статус общества вплоть до октября 2008 года. То есть практически 17 лет государство считало Библейское общество религиозной организацией. В целях и задах РБО отражается общехристианский характер этого объединения: «обеспечение всех желающих Священным Писанием на понятном для них языке и по доступной для них цене. В своей деятельности РБО ориентируется на всех христиан и не включает в издания вероучительных комментариев… В издании и распространении Священного Писания РБО активно сотрудничает с христианскими церквями, религиозными и светскими организациями».

Легальное существование религиозных организаций и их регистрация – одно из самых уязвимых мест в жизни какой-либо «нетрадиционной» церкви. Именно поэтому проблемы для РБО и целого ряда других организаций стали исходить от Министерства юстиции РФ. Проблемы начались после мая 2008 года, когда новым министром был назначен Александр Коновалов, убежденный православный и выпускник Свято-Тихоновского университета. До прихода в Минюст РФ Коновалова органы юстиции старались не акцентировать внимание на религиозной тематике, а проблемы, если и возникали, то на региональном уровне управлений юстиции.

Осенью 2008 года Министерство юстиции России объявило о намерении инициировать ликвидацию в судебном порядке более 50 религиозных организаций, ранее зарегистрированных этим ведомством. Основанием стало «длительное непредоставление в Минюст предусмотренного законом перечня сведений и документов». Среди кандидатов на ликвидацию - организации, принадлежащие к христианству, исламу, иудаизму, буддизму, и прочие религиозные объединения. В частности, это такие организации, как Духовное управление мусульман (ДУМ) Поволжья, ДУМ "Ассоциация мечетей России", ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Богородская епархия Киевского патриархата, Казанско-Вятская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Суздальская епархия Российской Православной Автономной Церкви, московский филиал Института по изучению иудаизма, Центральное духовное управление буддистов России (альтернативная буддийская структура в Бурятии). Несмотря на формальность претензий Минюста РФ, сама угроза о ликвидации и то, как бесцеремонно это было сделано, вызвало страх у религиозного сообщества.

К РБО Минюст подходил издалека. В августе 2008 года Сибирскому отделению РБО якобы было направлено уведомление от управления министерства юстиции РФ по Новосибирской области. В этом уведомлении было указано, что отделение нарушает Закон о свободе совести в отношении своего наименования и поэтому к 27 сентября должно принять меры по его изменению в соответствии с Законом и уведомить об этом управление. В противном случае, говорилось в документе, "управление вправе применить к Религиозной организации меры административной ответственности или обратиться в судебные органы с иском о ее ликвидации как юридического лица…". Что удивительно, это уведомление Сибирское отделение РБО не получало и о нем своевременно никто никаким образом не сообщал.

Как отмечает исполнительный директор РБО Анатолий Руденко, «узнали в Сибирском отделении о существовании этого грозного документа лишь в конце сентября 2008 года, когда истек заданный срок реагирования на уведомление, причем узнали от нас, а мы, в свою очередь, от представителей министерства юстиции РФ, которые тогда проводили проверку уже нашей Централизованной религиозной организации "Российское Библейское Общество" в Москве. Только после этого наши коллеги в Новосибирске поехали в местное управление министерства юстиции и уже там, по требованию, получили это уведомление». Руководство РБО также написало о необоснованности претензий к своему Сибирскому отделению.

После этого Минюст РФ усилил давление на РБО. В сентябре 2008 года было объявлено за неделю, что будет проводиться проверка РБО, хотя плановая проверка должна была состояться только в декабре. Проверяющим были предоставлены все затребованные документы, и во время самой проверки у представителей РБО не возникло впечатления, что «мы что-то существенным образом нарушили». По словам Руденко, «Когда 15 октября к нам по почте пришел акт проверки министерства юстиции РФ, то мы были в полном недоумении. Помимо нескольких формальных замечаний, например, о том, что мы должны указывать свое полное наименование в выходных данных наших изданий (что мы, кстати, делаем), в качестве основного вывода в акте проверки указывалось, что у нас нет признаков религиозной организации».

Авторы акта проверки Минюста РФ специально провели целое исследование о том, что такое религиозная деятельность, а их документ стал издевательством над работой РБО. Вывод проверяющих о том, что у Религиозной организации Российское Библейское Общество отсутствует такой признак, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, фактически был основан только на определении богослужения из толкового словаря Д.Н. Ушакова. В возражениях РБО на акт проверки отмечается: «Определение, которое проверяющие, судя по их выводам, считают наиболее правильным в области религиозных понятий, взято из словаря, работа над которым началась в 1920-е годы по предложению В.И. Ленина, а закончилась в 1940 году при И.В. Сталине. Оба этих советских государственных деятеля по идейно-политическим мотивам стремились максимально ограничить влияние и распространение религии в обществе, свести религию лишь к отправлению религиозных культов, причем только официальными священнослужителями и исключительно внутри специальных молитвенных зданий и помещений… Религиозная организация Российское Библейское Общество не считает мнение Д.Н. Ушакова, работавшего в условиях атеистического диктата и жесточайшей идеологической цензуры, более авторитетным, чем мнение авторов современной энциклопедии "Религия" и тем более, чем мнение святого Апостола Павла, выраженное в Священном Писании».

По словам Анатолия Руденко, руководствуясь подходом, избранным проверяющими, следовало бы признать, что Апостольская Церковь, о которой говорится в книгах Священного Писания Нового Завета, также не являлась религиозным объединением. Самое удивительное, в акте проверки говорится об отсутствии документального и фактического подтверждения осуществления Религиозной организацией "Российское Библейское Общество" обучения религии и религиозного воспитания. Хотя распространение Слова Божия само по себе является обучением религии, но проверяющие почему-то так не считали.

Для баптиста по вероисповеданию Руденко очевидно, что апостолы обучали христианской вере и занимались религиозным воспитанием своих последователей, в том числе, путем рассылки своих посланий. Послания апостолов составляют бóльшую часть книг Священного Писания Нового Завета. Кроме того, ученики святых Апостолов переписывали и распространяли в качестве вероучительных книг Евангелия. Если следовать логике проверяющих, то и Апостолы Христовы и их ученики, распространяя Слово Божие – Книги Священного Писания Нового Завета, не занимались обучением христианской религии и религиозным воспитанием своих последователей.

Только за последние два с половиной года и только в рамках проектов "Библия в образовании", "Библия - военнослужащим" и "Библия для воскресных школ" сотрудники Библейского общества провели сами или совместно с другими организациями мероприятия по обучению Священному Писанию более чем в 40 регионах России.

В одном из своих писем к Библейскому обществу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II характеризует осуществление этих проектов как работу по расширению проповеди имени Христова в среде педагогического сообщества, в вооруженных силах и особенно молодому поколению наших сограждан и считает, что эта просветительская работа, несомненно, должна быть продолжена. Аналогичное письмо-благословение было получено и от имени патриарха Кирилла.

Помимо этого, у РБО много различных грамот и благодарностей от людей, которые впервые смогли получить Библию. Так, главнокомандующий внутренними войсками генерал армии Н.Е. Рогожкин наградил Президента РБО протоиерея Александра Борисова и Анатолия Руденко медалью за вклад в духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Это объясняется тем, что сотрудники Библейского общества проводили в округах и частях внутренних войск занятия по обучению Священному Писанию с офицерами по работе с личным составом (которые раньше назывались замполитами). Вместе с тем, Российское Библейское общество распространило в войсках (а это около 200 тысяч личного состава) около 1 800 библейских комплектов. В комплект входят Библии, Библейские энциклопедии, аудиозаписи Нового Завета, электронный справочник "Путешествие по Библии", всего 8 изданий. Библейские комплекты есть в распоряжении офицера по работе с личным составом практически в каждой роте, также у всего высшего командования, в больницах и реабилитационных центрах, в часовнях и т.д. В конце августа 2008 года сотрудники РБО побывали в Южной Осетии и распространили сотни Новых Заветов для детей среди школьников Цхинвали, побеседовали о Слове Божьем со многими из них. Есть не менее важные проекты по распространению Слова Божьего для сирот, осуществляются переводы Священного Писания на языки народов России, которые используют в православных епархиях, хотя руководство многих епархий РПЦ МП к Евангелию и богослужению на национальном языке относится с подозрением.

Проверяющие из Минюста РФ, по словам Руденко, просто проигнорировали христианскую просветительскую работу РБО по всей России, и это наводит на мысль, что выводы акта проверки были определены заранее.

Анатолий Руденко и другие сотрудники РБО столкнулись с тем, что органы юстиции начисто отрицали факт существования христианства- мировой религии, основанной на Библии. По словам Руденко, «То, что члены Общества являются православными, католиками, евангельскими христианами, не отменяет того факта, что все мы, как христиане, исповедуем библейский Символ Веры древней неразделенной Церкви, принятый Первым Вселенским Собором в городе Никея Римской Империи в 325 году от Рождества Христова, и ведем религиозную деятельность по распространению Слова Божия на библейских началах». Проверяющие в своей логике, по сути дела, следуют духу печально известного постановления Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях", пункт 2 которого гласит: "Каждый гражданин может быть членом только одного религиозного культового объединения (общества или группы)". В данном вопросе проверяющие, по сути дела, заняли позицию, которая фактически упраздняет такие понятия, как "христианин" и "христианство", что несовместимо с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в преамбуле которого, в частности, говорится: "Подтверждая право каждого на свободу совести и вероисповедания" и "уважая христианство".

Произвольное толкование проверяющими из Минюста РФ, как полагают в РБО, религиозных понятий фактически исключило из правового пространства христианскую библейскую веру, обучение христианской религии путем распространения Священного Писания, обучение и изучение Священного Писания. Выводы акта проверки в РБО сочли умалением и ущемлением свободы совести и вероисповедания членов Религиозной организации "Российское Библейское общество", объединенных на основании Устава, «общей целью исповедания христианской веры и распространения Слова Божия, имеющих древнее единое христианское библейское вероисповедание, не отрицающее и не умаляющее их принадлежность к ныне существующим христианским конфессиям».

Однако в декабре 2008 года в официальном письмо директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста С.Ю. Милушкина на возражения РБО Минюст признал, что РБО может являться религиозной организацией.  Незадолго до этого сотрудники и друзья РБО совершили специальный молебен «о вразумлении и просвещении чиновников».

Вместе с тем, Министерства юстиции еще остается вопрос: насколько правильно вероисповедание РБО, основанное на Библии, отражается в названии организации. А это означало, что рано или поздно к РБО возникнут новые претензии и придут новые проверки. Ждать пришлось не так долго. Приказом Минюста России от 3 марта 2009 г. № 61 был образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, куда вошли известные борцы с сектами, а его главой стал сектовед Александр Дворкин. На первом же заседании Совета 3 апреля было заявлено о том, что «эксперты» рассмотрят деятельность РБО и соответствие статусу религиозной организации.

По словам Руденко, «доказывать такому Совету что-либо совершенно бесполезно. Его задача – выборочно кошмарить верующих, как христиан, так и мусульман, да и другие веры. Лучший способ общения с подобными персонажами, согласно Писанию, - молитва  и пост, к  чему в сложившейся обстановке всех и призываю». Со своей стороны, лидер РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский, член правления РБО, предположил, что эти действия Дворкина и органов юстиции являются попыткой рейдерского захвата общества, у которого есть и земля, и собственность, и средства. Анатолий Руденко отметил, что ему это напоминает расформирование Библейского общества в XIX веке, которого добились некоторые священнослужители – на что были потрачены Святейшим Синодом 2 млн рублей после ликвидации того общества, так и осталось неизвестным. Сценарий такой «национализации» и слияния с православными церковными института Российского Библейского общества в середине 1820-х годов осуществлялся под руководством графа А.А. Аракчеева.

Наряду с этим, именно с деятельности Библейского общества началось более или менее широкое распространение Священного Писания в России и перевод его на различные языки народов России. Оно было учреждено 11 (23) января 1813 г. в Санкт-Петербурге по Высочайшему повелению императора Александра I. В своих возражениях сотрудникам Минюста РФ руководство Библейского общества ссылалось именно на авторитет российского монарха: «Религиозная организация Российское Библейское Общество, следуя своим религиозным традициям, заложенным в императором Александром I Благословенным, намерена продолжать свою религиозную деятельность, направленную на исповедание христианской веры и распространение Слова Божьего, как заповедано Господом нашим Иисусом Христом (Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 18 – 20) и надеется на объективное отношение к ней и содействие со стороны контролирующих органов». Правда, в 1826 году император Николай I Библейское общество. Лишь с 1831 года оно продолжило существование под названием Евангелического Библейского Общества, но, что примечательно оно распространяло Библии исключительно для протестантов, живущих в России. Православные покупали книги, изданные только Святейшим Синодом. Специальное общество, отдельно распространявшее Библии среди православных было создано в 1860-е годы – это «Общество для распространения Священного Писания в России».

Как очевидно из нынешнего отношения к РБО, как со стороны сотрудников Минюста РФ, так и со стороны радикально настроенной части православной общественности, это разделение Библии на «свою» и «сектантскую» до сих пор оказывает влияние на сознание людей. Сам Анатолий Руденко также подтверждает догадки о том, что все дело не в нарушениях, а в том, что РБО существует независимо, а не под эгидой единственно правильной организации. По словам Руденко, «Похоже, есть стремление подвести некую базу под возможную последующую попытку лишить нас статуса религиозной организации, видимо, для того, чтобы максимально осложнить нашу деятельность или попытаться вынудить Библейское общество войти в состав "правильной" централизованной религиозной организации, в отношении которой у Министерства юстиции РФ претензий не имеется». По крайней мере, очевидно, что органы юстиции во главе с православным министром продолжают историческую традицию отношения к РБО со стороны жестких идолопоклонников культа Великого Российского Православного (Коммунистического) государства.

Библейское общество является в России зримым символом и реальным доказательством христианского единства или, по крайней мере, существования единого богодухновенного источника у различных христианских вероисповеданий. Распространение Библии – основание для осознания христианского братства. По существу в России нет иной общехристианской организации и площадки для сотрудничества. Связано это с тем, что в России у православных никогда не было полноценного диалога с инославными – их преследовали до революции 1917 года и после, в постсоветский период страна сразу вдруг стала православной, а главное государство стало смело оперировать православием и провозглашать главенство Православной Церкви. По мере укрепления государственно-церковных отношений на идеологическом, политическом и законодательном уровне закрепляется идея о том, что распространять христианскую веру, в том числе и с помощью раздачи Библий, может только православие.

Недаром многие священнослужители Московской патриархии с опасением относятся к Библиям, которые раздают христиане других конфессий – эти Библии сжигают и называют еретическими, а раздачи Библий баптистами или пятидесятниками не раз заканчивались задержанием верующих, которых препровождали в милицию. В этом проявляется странный до безумия и психопатии патриотизм со всеми его комплексами – Библия, если она досталась Вам из рук баптиста, лютеранина или католика, - неправильная Библия, обрекающая на погибель и, главное, не лояльная российским традициям, священному (или даже святому?) самодержавию. Распространение Библии, не санкционированное РПЦ и ФСБ – это не религиозная деятельность, а антигосударственная деятельность, ибо главный герой православной патриотической миссии - не Библия, а «православное» авторитарное государство.

Роман Лункин.

Источник: "Русское Ревью Кестонского института"






также в рубрике ] мы: