21 Мая 2009
Собрался по своим делам в Санкт-Петербург и попал на юрфак СПбГУ, там 15 и 16 мая текущего года проходила конференция «Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование». Поскольку эта тематика мне любопытна как религиоведу, да еще и входит в сферу профессиональных интересов в качестве юриста, решил непременно побывать на конференции.
Однако, к сожалению, мои благие планы рухнули, даже не начавшись. Итак, 15 мая, в день открытия конференции, я туда не попал, в силу того, что был занят другими делами. Ничего, думаю, приду завтра, посмотрю программу, выясню, кто говорил, послушаю выступления, а там глядишь – и все сделаю как надо.
Сказано – сделано. Назавтра, 16 мая, прихожу на 22-ю линию Васильевского острова и, миную пикет в защиту светского государства, двух бдительных милиционеров (с чего это, думаю; затем выяснил – конференцию охраняют. Опять же – от кого?), с достоинством вхожу в здание.
Первое, что бросилось в глаза – доска с фотографиями знаменитых выпускников столь древнего и уважаемого ВУЗа. На первом плане, как водится, Президент, рядом – Премьер. Затем много-много известных людей рангом пониже. В самом конце, в числе великих художников, артистов и писателей – бывший вождь мирового пролетариата В.И. Ульянов-Ленин.
Испытывая невольную гордость за город на Неве и его университет, выпестовавший таких великих людей, я двинулся в сторону объявления об искомой конференции. Улыбающаяся девушка за столом спросила фамилию. Когда она, фамилия, ничего ей не сказала, девушка с нотками сожаления в голосе сказала, что не может меня пропустить потому, как не числюсь в списке (это прозвучало так, будто я не числюсь в Книге Жизни). Я стал оглядываться, подумав, что ошибся и пытаюсь незаконно прорваться на закрытую конференцию по специальным вопросам освоения космоса или новых видов вооружения. Потом, сообразив, что вряд ли подобные конференции будут проводить на юрфаке, стал сначала возмущаться «доколе!», а потом упрашивать девушку пропустить меня просто так, как слушателя: уж больно захотелось узнать, что же нового области свободы совести придумали мудрецы за закрытой дверью.
Девушка перестала улыбаться и посмотрела на стоящего рядом секьюрити, олицетворяющего, вероятно, гаранта этой самой своды совести. Вспомнив, что на улице ожидают еще двое таких «гарантов» в милицейской форме и с дубинками, я благоразумно ретировался под защиту фотографий Президента, Премьера и бывшего Вождя, справедливо полагая, что уж они-то не дадут в обиду.
И вдруг – о счастье! – увидел еще одно объявление: для всех желающих в 13.00 этого же дня с докладом, посвященным актуальным проблемам развития законодательства, выступит Министр юстиции Александр Коновалов, фотография которого красовалась здесь же, на стенде выпускников, недалеко от Президента.
Зная, что вышеозначенное лицо является одним из организаторов конференции, я, по своей наивности, подумал, что здесь смогу получить недостающую информацию.
До выступления оставалось еще полтора часа и я решил купить тетрадь, чтобы законспектировать это выступление. Потратив примерно час на поиски соответствующего магазина (оказывается, их так мало), ровно в без пяти час я стоял перед стендом, на котором почему-то не оказалось объявления. Увидев мой недоуменный взгляд, сидевший напротив вахтер любезно сообщил, что объявление сняли, потому как доклад уже заканчивается. На немой вопрос о времени начала выступления, он продолжил, что последний идет с 12 часов, начавшись на час раньше. Тут уж я совсем перестал что-либо понимать и сморозил явную глупость: а как же «для всех желающих», как обещало объявление? Вахтер простодушно объяснил, мол, вероятно, речь шла обо всех желающих участниках конференции и студентах юрфака.
Правильные рассуждения развевают неизвестность и успокаивают. Успокоился и я. Уж не знаю, кто выступал с докладом (позже мне сказали, что А. Коновалов и его заместитель А. Величко не приехали), но все происходящее навевает грустные мысли.
Что же это за конференция такая, что и милиция ее охраняет, и секьюрити со стальными глазами, и улыбающаяся девушка с непреклонным характером?
Организаторами ее стали Российская Ассоциация Центров Изучения Религии и Сект (РАЦИС) с участием Минюста России (судя по статусу выступающих, заявленных в программе). Непосредственно руководил ею новоиспеченный председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы А. Дворкин, сектовед. Но самое главное, в работе конференции принимает участие некая весьма скандально известная организация – Европейская Федерация исследовательских и информационных центров о сектантстве (FECRIS). Эта Федерация со штаб-квартирой в Париже объединила целый ряд антикультистских организаций, имеющая 18 представительств в странах Европы, известна своими многочисленными нарушениями международных договоров и национальных законодательств о защите свободы совести в различных странах – от клеветы до лишения людей свободы и депрограммирования (практики похищения и психологического давления на человека). Эти утверждения не голословны.
В 1989 г. Верховный суд Онтарио (Канада) обязал члена-учредителя FECRIS Яна Гауортавыплатить $ 10 000 в качестве возмещения вреда, причиненного клеветой.
В 1992 г. Парижский районный суд вынес решение в отношении организации ADFI Парижа (также участницы FECRIS), согласно которому она должна компенсировать моральный ущерб, причиненный клеветой физическим лицам, членам религиозной организации.
В 2001 г. Мюнхенский государственный суд предписал основателю группы «Информирования о сектах», являющейся членом FECRIS, прекратить распространять клеветнические сведения о религиозной группе восточного направления «Такар Сингх».
Данный перечень правонарушений FECRIS, установленных различными судами, вплоть до Европейского суда по правам человека, можно продолжать еще долго. Ясно одно: эта одиозная организация добралась до России, чтобы передать свой опыт клеветы и психологического (а то и физического) насилия нашим доморощенным «сектоборцам» типа удачно названного в Интернете руководителя «околоправославной тоталитарной секты имени Иринея Лионского» А. Дворкина.
Одно из определений «секты» – относительно небольшая группа людей, замкнутая в своем кругу и ориентированная на идеи своего организатора – как нельзя лучше подходит как к FECRIS, так и к нашим антикультистским группировкам вроде РАЦИС. Их «учение» основано на идеях и терминологии своих основателей (например, российские «сектоборцы» цитируют в своих апологетических сочинениях и применяют на практике известную дворкинскую словесную конструкцию «тоталитарная секта». В монографии некоей ревностной последовательницы А. Дворкина приведена одна из его «исторических» сентенций, что-то вроде: если член тоталитарной секты не пойман за совершением преступления, это еще не значит, что он его не совершил или не совершит в будущем. Кстати, там же он назван «известным религиоведом», хотя к религиоведению не имеет никакого отношения, поскольку нарушает главный принцип исследователя религии – бесспристрастность суждений).
Таким образом, 15-16 мая мы имели возможность наблюдать своего рода «сектантскую конференцию». Судите сами: обсуждались методы борьбы со свободой совести, причем, в закрытом режиме, в обстановке строгой секретности, да еще и под двойной (а может и тройной) охраной. Чем не секта?
Печально, что в этой вакханалии задействован (не участвовал, а именно задействован) государственный орган – Министерство юстиции. Что касается его руководителя, то это конфессионально ориентированная личность, открыто использующая свое служебное положение против российских граждан, имеющих иные чем у нее убеждения (это вытекает хотя бы из утвержденного приказом министра списка членов Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, где, в нарушение закона, присутствуют представители религиозных конфессий, а во главе – известный «борец» против свободы совести, который именно в силу своей «известности» в таком качестве не имеет права быть экспертом).
Хотелось бы ошибиться в своих прогнозах, но события последних месяцев показывают, что некие силы пытаются разрешить свои конфессионально-богословские и политико-экономические проблемы при помощи государства. Однако еще А.Ф. Кони, известный русский юрист, писал: «Соединение политики и веры всегда приводило к дурным результатам». Если так пойдет и дальше, мы можем получить большую, изолированную от мира «тоталитарную секту», именуемую «Российская империя».
Об авторе: Погасий Анатолий Кириллович, к.и.н., доктор философии, директор Казанского филиала Института религии и права.