15 Мая 2009
В последнее десятилетие отчетливо наметились две противоречивые тенденции. С одной стороны, в очередной раз (после кратких "отставок" в период хрущевской оттепели и горбачевской перестройки) главным творцом победы сделался Иосиф Сталин. Характерно, что на мемориальной плите, торжественно открытой в Московском Кремле президентом Путиным в мае 2000 года, список из 18 фамилий наиболее славных героев войны открывался именем вождя народов.
С другой стороны, "православная общественность" и вдруг обратившиеся к вере в знатном числе "мастера культуры" усердно и не без успеха творят образ "христолюбивого" воинства, советского лишь по виду, но глубоко православного в душе, во главе с вождем, получившим благословение свыше.
Иконописный тиран
Осенью прошлого года настоятель храма Св. равноапостольной княгини Ольги в Стрельне (под Петербургом) игумен Евстафий (Жаков) выставил для поклонения прихожанам икону, на которой изображена недавно канонизированная блаженная Матрона Московская, беседующая с… Иосифом Сталиным. Причем фигура вождя народов в скромной шинели без знаков отличия выдвинута на передний план и служит живописным и смысловым центром иконы.
После протестов прихожан отец игумен был отправлен на покой, а саму икону забрал из храма с собой. Но в многочисленных интервью он продолжает отстаивать как истинность легенды о встречах Сталина с блаженной Матроной, якобы благословившей Верховного главнокомандующего, так и нравственное совершенство вождя: "У меня было два отца кроме Отца Небесного: один — мой отец по плоти, а другой отец — это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны... Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце". Игумена поддержали "Коммунисты Петербурга", предложившие православной церкви… канонизировать Сталина.
Против версии о тайной религиозности тирана выступают даже такие столпы современной православной идеологии, как протодиакон Андрей Кураев, которого решительно невозможно зачислить в "пудели". Отец Андрей аргументированно раскритиковал апокрифические сказания о блаженной Матроне в книге с характерным названием "Оккультизм в православии".
Но все не впрок, и подобные "благочестивые" и совершенно недостоверные легенды продолжают множиться. Ученые историки церкви и представители священноначалия многажды опровергали слухи, будто по приказу "верховного" во время битвы под Москвой столицу облетал самолет с чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, будто Георгий Жуков всю войну возил с собой список с Казанской, а во время блокады Ленинграда на фронте служились молебны и ходили крестные ходы. Но их продолжают пересказывать как достоверные.
Небескорыстные фантазии
Тенденция давно вышла за рамки собственно "церковной общественности". Самое яркое тому свидетельство — сильный и страшный сериал "Штрафбат", который, расправляясь с одними мифами о войне, сотворил другие. Священник, читающий проповеди и толкующий Евангелие штрафникам, а потом самолично палящий из винтовки по врагу — это, конечно, из области чистой и притом небескорыстной фантазии.
Как сказал в одном из интервью сценарист фильма Эдуард Володарский: "Именно вера помогла русскому народу победить в войне… В каждой избе в красном углу икона стояла… Православный дух в народе помог нам выстоять". "Мастер культуры", конечно, мог и подзабыть, чьи изображения стояли в красных углах колхозных изб и где прятали иконы те, у кого они еще оставались. Но только чего он тогда "мастер"? Наведения тени на плетень? Цель подобных фантазий очевидна — прикрыть чудовищные военные преступления сталинизма образом воюющего православного народа во главе с верующим вождем.
Впрочем, Володарский и иже с ним в данном случае лишь идут за коллаборационистской верхушкой русской церкви, молившейся за "первоверховного вождя Иосифа". Именно эту формулу возгласил во время молебна в Елоховском соборе 4 ноября 1941 года протодиакон Иаков Абакумов (родной брат начальника СМЕРШа). Напоминать ли, что до того печального дня "первоверховными" православная церковь именовала только апостолов Петра и Павла…. Впрочем, в это же время Русская зарубежная православная церковь возносила молитвы за "христолюбивого вождя германского народа".
Но об этом современные сказочники предпочитают не вспоминать, творя свои, по выражению социологов, "заградительные мифы". Мифы, призванные скрыть от нас очень горькую и нелицеприятную правду войны. Мифы эти усиленно внедряются в неокрепшие детские головы. В 2005 году Белорусским экзархатом (каноническое подразделение Московского патриархата Русской православной церкви) издано назидательное школьное пособие "Подросткам о Великой Отечественной войне. Оружие Победы". Наряду с описанием разных образцов боевой техники в нем всячески оправдывается сама идея войны и даже необходимость убийства: "война может пробуждать и все великое, благородное, дремлющее в народе", "православный воин знал — убивать даже на войне нельзя. Но нужно". Венчает повествование вывод: "Главным оружием русского солдата во все времена оставались вера и молитва. Именно сила духа русского народа и благословение Церкви помогли выстоять и победить в этой войне".
Звезда и крест
Когда при безбожном коммунистическом режиме всякая неправда покрывалась пятиконечной звездой, так такая ей, звезде, и цена (убийственно точно обрисовал ее Владимир Войнович в романе "Москва 2042"). Но вот когда ныне очевидная ложь и доказанные преступления покрываются крестом Христовым, это совсем другая степень разложения общества и Церкви. И где уж тут надеяться, что такая Церковь научит народ евангельской морали.
Приходится с грустью констатировать: созданная в сентябре 1943 года Сталиным, Берией и тремя коллаборационистами-иерархами Русская православная церковь Московского патриархата, которая не отреклась от преступлений ее создателей и не покаялась в собственных грехах, но активно навязывает себя и свою лживую версию истории обществу, ничего полезного не создаст. А попытки прикрыть злодейства усатого палача с трубкой иконным окладом смогут обмануть лишь тех, кто этого сам захочет.
Кандидат исторических наук, доцент МГУ Карацуба Ирина,
11 мая 2009 г.