О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Настало время воспитать в себе привычку отстаивать законность", полагает епископ из Амурской области Михаил Дарбинян

  версия для печатиотправить ссылку другу
"Настало время воспитать в себе привычку отстаивать законность", полагает епископ из Амурской области Михаил Дарбинян
30 Апреля 2009
Комментарии епископа Церкви «Новое Поколение» города Благовещенск - Михаила Дарбиняна, а также, экспертиза приказа Министерства юстиции Российской Федерации, присланные в рамках акции "Инквизиторам - Нет!":

Разделяю позицию Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о необходимости преодоления правового нигилизма в России. Представляется, что для христиан в России настало время воспитать в себе привычку отстаивать законность, защищая тем самым свои собственные права и оказывая содействие руководству страны в реализации соответствующих направлений государственной политики, основанной на Конституции Российской Федерации. Поэтому, позвольте прокомментировать отношение к изданному приказу языком правовым. Нашими юристами проведена частная правовая экспертиза Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» на предмет соответствия отдельных его положений законодательству Российской Федерации. С экспертным заключением можно ознакомиться здесь.

Относительно состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, который вызвал негодование в широких кругах, на память невольно приходит эпизод из истории Государства Российского, когда один из опричников Ивана Грозного Генрих Фон Штаден писал судьям: «судите праведно, наши виноваты не были бы». Не стоит забывать, что на дворе уже 21 век, а Россия – демократическое, правовое, многонациональное и многоконфессиональное государство, которое имеет все шансы стать образцом благополучного сосуществования различных сообществ. И малопонятно, как столь авторитетный консультативный орган мог возглавить гражданин, находящийся в открытом конфликте с сотнями тысяч российских христиан неправославной конфессии.

В завершении хотелось бы отметить, что мы открыты к сотрудничеству и наши юристы готовы участвовать в любых законных процедурах по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации, в том числе, в обсуждении и оспаривании вышеупомянутого приказа Министерства юстиции Российской Федерации.

Михаил Дарбинян

Епископ, пастор Церкви «Новое Поколение» городе Благовещенск

Экспертиза приказа Министерства юстиции Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам частной правовой экспертизы

Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53

«О государственной религиоведческой экспертизе»

Составлено по состоянию на 20.12.2009 г.

Ю.А. Снисаренко

г. Санкт-Петербург

e-mail: ngpiter@mail.ru

Настоящее заключение составлено по результатам частной правовой экспертизы Приказа министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» (далее – Приказ).

Приказом утверждены Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее – Порядок), Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Положение) и образец бланка Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Приказа его надлежит применять с даты признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы». Указанное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 234.

Порядок разработан во исполнение положений статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» и пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в пункт 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии с которым полномочия по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, принадлежавшие на момент принятия федерального закона Правительству Российской Федерации, были переданы уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, то есть Министерству юстиции Российской Федерации.

При этом названным федеральным законом не были внесены изменения в иные положения Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», посвященные вопросам правового регулирования порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Правовой анализ и экспертиза Порядка выявляет несоответствие некоторых его положений законодательству Российской Федерации.

Определение в Порядке объектов и случаев проведения государственной религиоведческой экспертизы противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях».

В соответствии с пунктом 3 Порядка объектами государственной религиоведческой экспертизы являются:

а) учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов;

б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики;

в) формы и методы деятельности религиозной организации;

г) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;

д) внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру;

е) религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.

В соответствии с пунктом 4 порядка задачами государственной религиоведческой экспертизы являются:

а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;

в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

Пунктом 7 Порядка определены случаи, в которых Минюст России (его территориальный орган) может направить запрос о проведении государственной религиоведческой экспертизы:

а) при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:

религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;

изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);

в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;

г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;

д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией;

е) в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, не создаваемой централизованной религиозной организацией или не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, вправе продлить срок рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации такой религиозной организации, для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Указанное основание для проведения государственной религиоведческой экспертизы является единственным. Иных оснований для проведения государственной религиоведческой экспертизы Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» не устанавливает.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.07.2008 № 1079) Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Компетенция Минюста России определена разделом II указанного Положения, в соответствии с пунктом 30.11 которого Минюст России организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» государственная религиоведческая экспертиза проводится по основанию, предусмотренному в пункте 8 статьи 11 указанного Федерального закона, при проведении государственной регистрации религиозной организации. Указанная позиция подтверждается и приведенной нормой Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» предметом регулирования данного федерального закона являются правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» права человека на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать указанному федеральному закону.

Государственная религиоведческая экспертиза в смысле пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» затрагивает права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений (поскольку связана с вопросом государственной регистрации указанных объединений). Поэтому нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, должны соответствовать Федеральному закону

«О свободе совести и религиозных объединениях».

Таким образом, нормативные правовые акты в Российской Федерации, регулирующие порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы должны соответствовать Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», в том числе, в таких вопросах как:

- основания (случаи) проведения государственной религиоведческой экспертизы;

- объекты государственной религиоведческой экспертизы;

- задачи государственной религиоведческой экспертизы.

Как было указано выше, единственным основанием проведения государственной религиоведческой экспертизы, который характеризует объекты и задачи такой экспертизы, определен в пункте 8 статьи 11 Федерального закона

«О свободе совести и религиозных объединениях», а именно: рассмотрение заявления (документов) о государственной регистрации религиозной организации, не создаваемой централизованной религиозной организацией и не имеющей подтверждения централизованной религиозной организации.

Ранее действовавший Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 № 565, в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» регламентировал проведение государственной религиоведческой экспертизы Минюстом России и его территориальными органами государственной регистрации религиозных организаций. Порядком было установлено, что государственная религиоведческая экспертиза проводится по решению регистрирующего органа при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у регистрирующего органа необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

Однако, в соответствии с утвержденным Порядком, без соответствующих правовых оснований расширен перечень оснований (случаев) проведения государственной религиоведческой экспертизы и, соответственно, объектов и задач такой экспертизы.

Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка Минюст России (его территориальный орган) направляет документы для проведения государственной религиоведческой экспертизы, в том числе, в случаях:

поступления в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);

необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;

вступления в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;

вступления в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией;

в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.

Все приведенные случаи проведения государственной религиоведческой экспертизы противоречат пункту 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Учитывая, что пункт 7 Порядка содержит открытый перечень случаев, в которых проводится государственная религиоведческая экспертиза, такая экспертиза может быть проведена практически в любом случае и не только в процессе государственной регистрации религиозной организации, но и при осуществлении контроля за деятельностью религиозной организации.

Представляется, что подобное регулирование порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы является результатом неправомерного расширительного толкования пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Поскольку Порядком неправомерно установлены дополнительные, по сравнению с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» случаи проведения государственной религиоведческой экспертизы, в Порядке неправомерно определены объект и задачи такой экспертизы.

Так, в соответствии с пунктом 3 Порядка объектами государственной религиоведческой экспертизы, в частности, являются:

решения ее руководящих и исполнительных органов;

формы и методы деятельности религиозной организации;

богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;

внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру;

религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.

Анализ приведенного перечня объектов государственной религиоведческой экспертизы позволяет сделать вывод о том, что Порядок предполагает проведение государственной религиоведческой экспертизы деятельности религиозного объединения после его государственной регистрации в качестве религиозной организации, в том числе при проведении контроля за деятельностью религиозной организации.

Следует отметить, что полномочия регистрирующего органа, по контролю за деятельностью религиозных организаций ограничены Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с пунктом 2 статьи 25 указанного федерального закона орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно порядка и целей ее деятельности. Осуществление контроля за деятельностью религиозной организации не предусматривает проведения государственной религиоведческой экспертизы. Иных полномочий федеральный закон регистрирующему органу не предоставляет.

Таким образом, нормы Порядка, создающие основания для проведения государственной религиоведческой экспертизы помимо основания, установленного в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», и, как следствие, нормы Порядка, определяющие перечень объектов государственной религиоведческой экспертизы противоречат пункту 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Рассматривая установленный Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, необходимо рассмотреть понятие государственной регистрации религиозных организаций, а также проанализировать нормативный правовой смысл, закладываемый в данное понятие в пункте 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным федеральным законом.

Таким образом, понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей охватывает юридически значимые действия (акты) уполномоченного федерального органа исполнительной власти не только при государственной регистрации создаваемого юридического лица, но также при выполнении регистрационных действий в отношении уже созданного юридического лица.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации юридических лиц. Именно указанный специальный порядок государственной регистрации и установлен в отношении религиозных организаций Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии со статьей 11 которого религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Специальный порядок государственной регистрации религиозных организаций предполагает, в том числе, проведение государственной религиоведческой экспертизы по указанному в федеральном законе основанию. Однако, анализ содержания пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», позволяет сделать вывод, что государственная религиоведческая экспертиза должна проводиться исключительно при создании религиозной организации и не связана с государственной регистрацией религиозных организаций после их создания в качестве юридического лица:

пункт 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает специальный порядок государственной регистрации религиозных организаций регулирует срок рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организации. При этом в иных случаях, то есть когда религиозная организация создается не централизованной религиозной организацией, а иными субъектами, или не имеет подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, срок рассмотрения документов может быть продлен для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Учитывая положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии с которым ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации, представляется необоснованным расширительное толкование нормативного содержания пункта 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», допускающее проведение государственной религиоведческой экспертизы после государственной регистрации религиозного объединения в качестве юридического лица.

Также, следует отметить, что проведение государственной религиоведческой экспертизы в отношении религиозных объединений, созданных централизованной религиозной организацией, или имеющих подтверждение о вхождении в централизованную организацию, представляется так же неправомерным.

Учитывая вышесказанное, необходимо рассмотреть вопрос о том, не вышел ли Минюст России за пределы полномочий, указанных в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 30.11 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации Минюст России организует при государственной регистрации религиозных организаций проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем.

В Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации так и не нашло отражение полномочие по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы. Приведенная норма Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации в точном соответствии с федеральным законом определяет, что экспертный совет образуется, а положение о нем утверждается в целях организации государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации религиозных организаций.

Поскольку, как было указано выше, в пункте 8 статьи 11Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» речь идет исключительно о проведении государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации создаваемой религиозной организации, следует прийти к выводу, что Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации не предполагает проведение государственной религиоведческой экспертизы после государственной регистрации религиозной организации. Представляется, что уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации должны дать правовую оценку изданному Приказу на предмет соблюдения предоставленных Минюсту России полномочий.

Исходя из изложенного, представляется необходимым скорейшее внесение изменений в Приказ с целью устранения противоречия его положений нормам Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», а также доработка Приказа с целью исключения возможности расширительного толкования положений федерального законодательства, с целью недопущения ограничения прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации.






также в рубрике ] мы: