29 Апреля 2009
Был в СССР такой Совет по делам религий. В последнее время то и дело приходится слышать, что надо бы его возродить. Потому что как же это так: над всеми контролеры поставлены, а над верующими один Всевышний. Но не вытанцовывается: кроме Всевышнего, над всеми есть еще Конституция. А в ней написано: «Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Подозреваю, что наш министр юстиции Александр Коновалов эти положения Конституции помнит. Однако его приказ о создании при Минюсте экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы не монтируется ни с Конституцией, ни с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». И дело даже не в том, что костяк упомянутого Совета составляют священники и миряне Московской патриархии, а возглавил его яростный «сектоборец» Александр Дворкин, у которого министр, еще будучи прокурором, учился в православном Свято-Тихоновском университете. Печальнее то, что законом предусмотрено проведение государственной экспертизы только при регистрации религиозной организации, а приказ министра Коновалова наделяет Совет правом экспертизы «и в иных случаях». Экспертиза, проводимая Советом, должна носить «комплексный характер» – при вынесении вердикта будет учитываться все, что относится к деятельности той или иной организации: внутренние документы, богослужебная практика, религиозная литература, что является вмешательством государства в дела духовные.
Об этом и многом другом недавно заявили руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Анатолий Красиков, бывший начальник отдела по взаимодействию с религиозными объединениями аппарата правительства РФ Андрей Себенцов, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, член Общественной палаты Максим Шевченко, директор Института религии и права Роман Лункин, исполнительный директор Российского Библейского Общества Анатолий Руденко, – словом, люди, которых экспертами можно назвать безо всякой натяжки. В Интернете на днях стартовала акция «Инквизиторам – нет!», к которой успели присоединиться сотни россиян. Протестующие призывают министра или распустить Совет, или подать в отставку. Но сердце подсказывает: все останутся на своих местах.
Впрочем, что удивляться пронзительно-серому составу Совета при Минюсте, если в Москве новым председателем Комитета по связям с религиозными организациями стал бывший заместитель префекта ЦАО Михаил Орлов, занимавшийся сферой потребительского рынка и услуг. Помнится, он горячо ратовал за увеличение в городе числа бань. Правда, тем дело и кончилось. Теперь г-н Орлов займется чисткой рядов верующих...
Протоиерею Михаилу Ардову принадлежит едкое замечание. первым председателем Совета по делам религий был человек по фамилии Карпов. Когда свежая рыба из продажи исчезла, Карпова сняли и назначили на это место Куроедова. По прошествии времени в стране и с курами начались проблемы, и Куроедова сменил некто Харчев. А когда при Горбачеве прилавки совсем опустели, последним председателем Совета стал... Христораднов.
Иначе как «на безрыбье» назначения новых «советников по делам» не назовешь. Но, похоже, именно такие и требуются.
Автор – обозреватель «НИ»
Источник:
"Новые Известия"