6 Апреля 2009
От высшего государственного органа – Министерства юстиции РФ – можно было ожидать чего угодно, но только не явного объявления войны российскому обществу в лице религиозных объединений, не принадлежащих Московской патриархии. Однако минюст пошел на столь неожиданный шаг и сформировал такой Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы, который, если выбирать самое мягкое определение, можно назвать только инквизицией. Министерство юстиции РФ во главе с православным (по некоторым сведениям – монахом) Александром Коноваловым, выпускником Свято-Тихоновского православного университета и учеником "сектоведа" Дворкина, довольно долго тянуло с объявлением полного состава Совета, но уже было известно, что туда войдет учитель министра – Александр Дворкин. 3 апреля, на первом заседании нового совета, Дворкин был избран его председателем – и теперь большинство других членов совета, у которых, в отличие от своего нового начальника, все-таки есть реальные научные звания, признанные ВАК РФ, и которые пока еще считают себя учеными – станут заложниками психики "сектоведа" Дворкина.
Приказом минюста России № 61 от 3 марта 2009 года был образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. В его состав вошли из известных православных "сектоведов" и просто деятелей, помимо Дворкина, ближайшие сотрудник Дворкина священник РПЦ МП Лев Семенов (что само по себе неэтично для экспертного совета, который должен быть беспристрастным органом), Евгений Мухтаров, журналист из Ярославля, борец с "сектами", известный своими статьями против пятидесятников, неоднократно разбиравшимися в судах, Роман Силантьев, директор "правозащитного центра" Всемирного русского народного собора, созданного Кириллом (Гундяевым), а также Александр Щипков, бывший православный публицист, а ныне советник спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который известен своей непробиваемой лояльностью как власти в целом, так и РПЦ МП в частности.
Все остальные имена членов совета, за редким исключением (маститый религиовед, профессор МГУ И.Н. Яблоков, специалист по исламу В.О. Бобровников, специалист по государственно-церковным отношениям Н.В. Володина и некоторые другие) ничего не скажут представителям общественности, интересующейся религией. В совет, к примеру, не вошел философ и религиовед, один из старожилов Совета при минюсте со дня его основания – профессор МГУ И.Я. Кантеров. Все те, кто могли бы поспорить с Дворкиным и сделать это смело, в новый совет не вошли.
Новый Экспертный совет при минюсте РФ вполне способен стать карательным органом, а не просто формальным собранием академических экспертов, потому что минюст еще в феврале расширил полномочия этого совета. Было увеличено количество поводов для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В частности, "экспертизы" (учитывая состав совета, трудно в данном контексте писать это слово без кавычек) будут проводиться для признания организаций экстремистскими, для признания литературы экстремистской (то есть, для составления "кодексов запрещенных книг"), по делам, связанным лично с членами религиозных объединений.
Достаточно прочитать Положение о совете при минюсте РФ, которое было принято 18 февраля 2009 года, чтобы понять, что эксперты этого совета смогут делать практически все, что захотят. В документе говорится, что минюст России (или его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы в следующих случаях:
а) при поступлении в минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации: религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания; изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;
б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);
в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;
г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;
д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией.
При этом, согласно Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", Постановлению Правительства РФ о порядке проведения экспертизы от 3 июня 1998 года № 565, а также предыдущему положению, Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ проводит экспертизу только при государственной регистрации централизованных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Российской Федерации. Еще 25 февраля 2009 года известный специалист по государственно-церковным отношениям Андрей Себенцов на круглом столе по экспертизе в Славянском правовом центре подчеркнул, что для того, чтобы расширить полномочия Совета, надо вносить изменения в закон, однако минюст РФ не сообщает о таких намерениях, а подобные нововведения без законодательной основы представляются неправомерными. Это означает, что опять все спорные дела по дискриминации верующих и религиозных организаций будут решаться в Европейском суде по правам человека. Тогда же, в ходе упомянутого круглого стола, было решено создать независимый Совет по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести (религиоведческой, лингвистической, психологической и комплексной) при Институте религии и права. Его формирование будет открытым. Туда должны войти специалисты из московских и региональных вузов.
Примечательны заявления нового председателя совета, больше напоминающего православную дружину, о необходимости которых так много говорил отец Всеволод Чаплин (и действительно, в совет вошел мусульманин Якупов - видимо, протеже Романа Силантьева, как и В.О. Бобровников – сотрудник Института востоковедения РАН и рецензент "энциклопедий" Силантьева об исламе). Александр Дворкин, известный своими оскорбительными высказываниями о протестантских церквях, новых религиозных движениях, которые он постоянно путает, даже не стараясь разобраться в сути их различий и вероучения, заявил, что одной из главных его мишеней для начала будет Российское Библейское общество - по его мнению, "протестантская" организация, которая, впрочем, не является (?) религиозной. Таким образом, Библейское общество попытаются лишить статуса религиозного объединения, так как Дворкин считает, что его руководство вводит в заблуждение минюст. Если такой гнев "сектоведа" Дворкина вызвала организация, просто распространяющая Библию (в России это Синодальный перевод, одобренный РПЦ МП), то что ожидает миллионы героев книг Дворкина о "сектах" - даже представить страшно.
Создание совета при минюсте РФ, похожего на "православную дружину", да еще и с опричными целями и задачами, в общем-то, можно было ожидать от министра-монаха. Однако, это стало одной из ярких характеристик наступившей в РФ "эпохи Патриарха Кирилла", который "мягко стелет, да жестко спать". Формально церковное руководство РПЦ МП не имеет к этому никакого отношения и не несет за работу дворкинского совета ответственности (как и за будущие конфликты и судебные процессы, которые будут эту "работу" сопровождать), но в этом-то и весь смысл – официальная дипломатия сочетается со скрытой беспощадной и жестокой борьбой со всеми несогласными, недовольными, неприсоединившимися, с духовными конкурентами, которые все суть "секты", либо "расколы". Государство - и в лице минюста РФ, и в лице администрации президента, взявшей на работу православного ура-патриота и шоумена Ивана Демидова, - сделало большой шаг навстречу новой Московской патриархии. Теперь у патриархии появился еще более мощный ресурс, который она может использовать "чужими руками" – вопрос в том, готово ли государство совсем пожертвовать общественным согласием и остатками межрелигиозного мира ради странных прихотей "православной дружины"?
Роман Лункин,
для "Портала–Credo.Ru"
На фото: министр юстиции РФ Александр Коновалов.