6 Апреля 2009
Единогласным решением членов экспертного совета при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин был избран его председателем. Заместителями стали директор Правозащитного центра при Всемирном русском народном соборе Роман Силантьев и имам Апанаевской мечети в Казани Валиулла Якупов.
Также в состав совета включены профильные представители исполнительной и законодательной властей, специалисты по государственно-религиозным отношениям, новым религиозным движениям и псевдорелигиозным криминальным и экстремистским структурам. Кроме того, его членами стали представители православия, ислама, иудаизма и буддизма.
Р. Силантьев в интервью порталу Интерфакс-Религия выразил уверенность, что «на реорганизованный совет возлагают большие надежды не только правительственные структуры, но и законопослушные религиозные объединения».
О необходимости более качественной экспертизы специалисты и представители религиозных организаций говорят уже давно — особенно оживленно эта тема обсуждается с момента появления списков экстремистской литературы, куда очень часто произведения включают необоснованно. Выступая в начале марте на круглом столе, посвященном этой теме, в Общественной палате, муфтий Равиль Гайнутдин призвал «остановить фестиваль районных запретов федерального масштаба на свободу мысли и совести».
Поэтому одновременно по инициативе Института религии и права, Института религии и политики и кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ создается Совет по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести. Об этом было объявлено 25 февраля в пресс-центре Славянского правового центра, где состоялся круглый стол, посвященный проблемам проведения религиозной экспертизы. Было решено, что формирование Совета по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести, будет открытым, туда должны войти специалисты из московских и региональных вузов, предварительный список будет опубликован на сайте Славянского правового центра.
Теперь, когда Александр Дворкин возглавил совет Минюста, создание совета, ориентирующегося на принцип свободы совести, еще более актуально, ведь кредо Дворкина — запретить по максимуму: этот идеолог антикультового движения готов заклеймить как «тоталитарную секту» практически любое религиозное новообразование.
Роман Лункин, Институт Европы РАН:
Деятельное участие в создании независимого Совета приняли директор Института религии и политики Александр Игнатенко, профессор Михаил Горбаневский, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессора А.А. Красиков, сотрудники кафедры государственно-церковных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ, профессор МГУ И.Я. Кантеров, бывший долгие годы членом Совета при Минюсте, а также автор этих строк и многие другие. В Совет уже вошло два десятка уважаемых ученых. Но список этого Совета до сих пор формируется, он открыт, поскольку туда должны войти специалисты не только из московских, но и из региональных вузов и исследовательских центров. Только тогда Совет станет по-настоящему широкой площадкой для обсуждения проблем и конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью религиозных объединений.
Ранее Совет при Минюсте имел право проводить экспертизу только при государственной регистрации централизованных организаций. Теперь полномочия Совета расширены, его экспертиза будет отныне иметь комплексный характер. В приказе Минюста «О государственной религиоведческой экспертизе» сказано, что проведение экспертизы «основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований». Но если экспертный совет при Минюсте будет следовать позиции своего главы, Александра Дворкина, как правило, не учитывающей «право на свободу совести», то спорные дела по дискриминации верующих и религиозных организаций опять будут решаться в Европейском суде по правам человека. Перед тем, естественно, предстоят баталии в российских судах. Мировое сообщество снова с изумлением будет взирать на то, как сами же верующие и религиозные организации судятся с православными экспертами из Минюста, а эти эксперты своими заключениями стараются ликвидировать церкви, запретить их литературу, не дать зарегистрироваться. Полная фантасмагория.
Но деваться некуда. В европейских странах давно сложилась практика, когда национальные суды пресекают попытки чиновников, политиков, борцов с «сектами» распространять ложную и недостоверную информацию о зарегистрированных религиозных объединениях. Таким образом, само государство поддерживает межрелигиозный баланс, сдерживает антисектантскую истерию. В России также необходимо наработать соответствующую судебную практику, а для этого необходима квалифицированная религиоведческая экспертиза.
Сергей Филатов, социолог, религиовед:
Избрание Александра Дворкина — акт (и со стороны власти, и со стороны РПЦ, которая не могла не благословить такое возвышение главного патриархийного сектоведа) или дерзости или безумия. Дворкин — фигура знаковая, на протяжении многих лет он шельмует без особого разбора религиозные меньшинства, обвиняет (или подозревает их) в самых невероятных преступлениях, призывает власти покончить с религиозной свободой. До сих пор он выступал в роли главного сектоведа РПЦ. Раскручиваемая им перманентная кампания ненависти не красила РПЦ. На мой взгляд, она ее просто дискредитировала. Но, в конце концов, он выступал лишь в роли выразителя взглядов общественной организации, а не власти. Теперь за всю ненависть и клевету, которыми он фонтанирует, несет ответственность государство. Зачем это ему надо? Вот уж не было у бабы забот.
Говоря о религиозных меньшинствах, с которыми борется господин Дворкин, нужно прямо сказать, кто это конкретно. Сейчас самое быстро растущее религиозное течение в России (да и во всем мире) — это пятидесятничество. Среди обличаемых Дворкиным меньшинств, пятидесятники — главная жертва. На них нападок больше всего. Дворкин и его единомышленники, правда, пытаются разделить пятидесятников на «традиционных» и «неопятидесятников», но сами пятидесятники такого разделения не приемлют (и даже не совсем понимают, о чем идет речь).
Надо сказать, что именно пятидесятники — наиболее социально ответственное религиозное течение в современной России. Трезвость, крупные крепкие семье, культ напряженного и честного труда, социальная работа с наркоманами, бывшими заключенными, бомжами и т. д.— неотъемлемые составляющие их религиозной жизни. Пятидесятники — часть евангелического движения, в которое кроме них входят баптисты, методисты, евангелисты и некоторые другие протестантские деноминации. Все они последние годы подвергаются большей или меньшей дискриминации. В евангелическом движении широко распространено представление о Дворкине, как о главном идеологе религиозной ненависти и религиозных преследований.
В борьбе с пятидесятниками дворкинцы нашли очень выигрышную тему — их социально-политические взгляды. Пятидесятники (как и почти все протестанты) — принципиальные сторонники демократии и политических свобод. Сакрализация авторитарной власти и конструирование некоей «русской цивилизации», в которой общепринятые представления о справедливости и гуманности не действуют, для протестантов нечто вроде ереси.
За это все чаще и нападает на них Дворкин и Ко.
Необходимо поклоняться культу обожествленного русского авторитаризма. Чем-то это напоминает времена Нерона. Одна чуждая римлянам секта отказывалась приносить жертвы культу императора. За это ее последователей подвергали лютым казням. Тогда они выстояли. Вспоминая ту давнюю историю, хочется предложить две темы для пари. Во-первых, как далеко в преследовании верующих могут зайти дворкинцы, если им позволят делать все, что они захотят. Отдавать протестантов на растерзание диким зверям будут или нет? А колесовать? Есть ли какой-нибудь край у борцов за суверенную демократию и русскую цивилизацию? Во-вторых, смогут ли власти уничтожить религиозных диссидентов, хватит ли у пятидесятников веры и мужества претерпеть гонения?
Анастасия Митрофанова, политолог:
Александр Дворкин — интересный человек. Неофитом его назвать нельзя, но к вере он пришел взрослым человеком, после периода религиозных поисков. Для таких людей характерно догматическое восприятие с таким трудом обретенной религии и стремление "быть святее папы римского". Не случайно почти все участники радикальных православных движений в России — выходцы из обычных безрелигиозных советских семей, крестившиеся во взрослом возрасте (или крещеные в детстве, но уверовавшие взрослыми). В прошлом у них часто — занятия йогой, увлечение восточными религиями, личный мистический опыт. Получается, что они отвергают не то, чего не знают, а то, что знают слишком хорошо.
Одновременно нельзя забывать, что Дворкин представляет российский вариант западного движения против "культов". Название "культы" связано с тем, что данные религиозные организации обычно строятся вокруг харизматического лидера. Некоторые группы, которые раньше рассматривались в Европе как опасные "культы", сейчас перешли в разряд респектабельных религий (Свидетели Иеговы, мормоны). В США нет ни понятия "культ", ни антикультистского законодательства. Но проблема есть, о чем свидетельствует роман Макса Эрлиха "Секта" (переведен на русский язык) и основанный на нем фильм. Поэтому Дворкина можно рассматривать и как русского православного фанатика, и как самого настоящего западника, переносящего на российскую почву западные концепции. Противники Дворкина говорят, что, обвиняя других в сектантстве, он сам создал новую секту. Кто он на самом деле — может сказать только сам Александр Дворкин.
Источник: "Ежедневный журнал"