3 Марта 2009
Религиоведческая экспертиза в нашей стране стала объемной и востребованной сферой деятельности. Верующие отстаивают свои права, доказывают свою правоту, защищаются от оскорбительных публикаций и высказываний. 25 февраля 2009 года в пресс-центре Славянского правового центра (СПЦ) состоялся круглый стол, посвященный актуальным проблемам проведения экспертизы по делам, связанным с религиозными организациями. Главным итогом этого мероприятия, собравшего самых разных ученых – религиоведов, лингвистов, психологов – стало решение о формировании Совета по проведению экспертизы (религиоведческой, лингвистической, психологической и комплексной).
Специалисты, по словам главного редактора журнала "Религия и право" профессора РГГУ Анатолия Пчелинцева, должны пытаться повлиять на ситуацию, поскольку по делам, связанным с возбуждением межрелигиозной розни и экстремистской деятельностью, признанием литературы экстремистской, часто привлекают случайных людей, далеких от понимания того, что такое религия. Сопредседатель Славянского правового центра адвокат Владимир Ряховский отметил, что в настоящее время действует лишь Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, который проводит экспертизу только при государственной регистрации централизованных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Российской Федерации. Хотя есть масса других случаев, когда судам и органам прокуратуры необходима экспертиза. Известны вопиющие случаи, когда псевдоспециалист, не знающий арабского языка, оценивает книгу на арабском как экстремистскую, или расценивает библейские тексты, которые использую к примеру Свидетели Иеговы, как говорящие о пропаганде религиозного превосходства. По словам Владимира Ряховского, откровенно непрофессиональные экспертизы приводят к судебным ошибкам и необоснованным судебным решениям.
Прокуратура, как подчеркнул Владимир Ряховский, в настоящее время поставлена в такие условия, что по делам об экстремизме на экспертизу стоит огромная очередь на полтора-два года. Дела не расследуются или передаются в суд нерасследованными. Религиозные организации могут также обжаловать государственную экспертизу, действия каких-либо органов или лиц, как в случае "Армии Спасения", которую Минюст из-за ее названия пытался считать военизированной организацией. Экспертиза востребована по делам о защите чести и достоинства на стадии следствия, подготовки и во время судебного процесса. Яркий пример – попытка ликвидировать Смоленскую методистскую Церковь за то, что она обучала своих последователей в рамках воскресной школы. Отдельная проблема – признание литературы экстремистской, причем в России это делают списками и решения выносят неведомые районные суды.
Директор Института религии и политики Александр Игнатенко особое внимание уделил признанию экстремистскими целого ряда исламских книг. По его мнению, речь идет не о запрете исламской литературы, а о запрете именно экстремистских книг и брошюр. По поводу многих материалов еще надо разобраться, насколько они отражают исламское вероучение. Во многих случаях экстремистские высказывания очевидны. Например, в Завещании Хомейни написано, что мусульманин в любой стране должен поднять восстание против правительства и свергнуть его, что естественно рассматривается как призыв к свержению существующего государственного строя РФ. В книге "Сквозь призму ислама" содержатся призывы против Путина, прославляется Басаев и т.д., но все это не имеет никакого отношения к исламу и к преследованиям мусульман. Безусловно, как подчеркнул Игнатенко, и в сочинениях Ленина есть призывы убивать священников, но экстремистским этот материал станет, когда его будут распространять в качестве листовки. Игнатенко отметил, что каждый случай надо рассматривать отдельно, но надо помнить, что правила дорожного движения не ограничивают свободу передвижения – такое право всегда остается. Игнатенко обратил внимание участников круглого стола на то, что в интернете, к примеру, есть огромное количество материалов на арабском, английском и русском языках о том, что надо убивать неверных. К примеру, призывы Аз-Заркауи и его учеников резать неверных. Многие люди воспринимают все эти призывы буквально, и именно пропаганда приводит к таким событиям, как восстание в Нальчике.
Опытом работы лингвистов поделился профессор Михаил Горбаневский, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам. Он отметил, что государство не должно вмешиваться в деятельность негосударственных экспертных учреждений. На основе практики Гильдии Горбаневский выделил проблему размытости дефиниций в ч. 1 ст. 1 Закона "О противодействии экстремистской деятельности", а также то, что часто учителя начальных классов делают экспертизы по делам об оскорблении и клевете, за которые полагаются вполне реальные сроки – до двух лет лишения свободы. В итоге все дело часто строится на песке, на одном-единственном заключении.
Разрозненность религиоведческой экспертизы, как ее главный недостаток, подчеркнул профессор МГУ И.Я. Кантеров. По его словам, необходимо разработать методологию религиоведческой экспертизы и единый понятийный аппарат. Это нужно, поскольку некоторые пользуются почти жаргоном в оценке деятельности тех или иных конфессий, как "сектовед" Дворкин, которого хотят ввести в Экспертный совет при Минюсте РФ. Язык настоящей религиоведческой экспертизы должен определить, что такое "секта", "тоталитарная секта" и т.д. За институализацию экспертного сообщества выступил и профессор Российской академии госслужбы Ремир Лопаткин.
Тему будущего государственной религиоведческой экспертизы затронул бывший действительный государственный советник РФ 1 класса и известный специалист по государственно-конфессиональным отношениям Андрей Себенцов. Он сообщил, что в настоящее время в списке запрещенной экстремистской литературы 318 наименований. Кроме того, он упомянул о попытке в Свердловской области признать экстремистской литературу Свидетелей Иеговы, что выглядит фарсом, учитывая опыт Головинского суда г. Москвы, который пытался осудить "Свидетелей Иеговы" на основании цитат из Библии.
По словам Себенцова, в Экспертный совет при Минюсте РФ действительно хотят включить тех, кого упоминали участники круглого стола, то есть Александра Дворкина и Игоря Понкина. Помимо этого, Минюст РФ хочет расширить полномочия Экспертного совета и увеличить количество случаев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В частности, по признанию организаций экстремистскими, по делам, связанным с признанием части литературы, изданной этими организациями, экстремистской, по делам, связанным с членами религиозных объединений, объявленных экстремистами. Все это излагается в проекте приказа Минюста РФ, но министерство не озаботилось внесением изменений в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", где четко прописано, когда проводится государственная религиоведческая экспертиза.
Проблемы, касающиеся экспертизы, по мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН профессора А.А. Красикова, существуют во многих странах мира. Под эгидой Международной ассоциации религиозной свободы и ряда других организаций уже создана международная группа экспертов, которая направлена на анализ и оценку "языка вражды". Эта группа уже собиралась осенью 2008 года, аналогичная встреча пройдет и в этом году.
Для религиоведческой экспертизы, по словам другого участника семинара – директора Института религии и права Романа Лункина, открывается в настоящее время широкое поле деятельности. Это касается, помимо дел об экстремизме, проблем защиты чести и достоинства, а также разжигания межрелигиозной вражды в оскорбительных антисектантских публикациях. В европейских странах уже давно сложилась практика, когда национальные суды пресекают попытки чиновников, политиков, борцов с "сектами" распространять ложную и недостоверную информацию о зарегистрированных религиозных объединениях. Таким образом, само государство поддерживает межрелигиозный баланс, сдерживает антисектантскую истерию. По мнению Лункина, в России также необходимо наработать соответствующую судебную практику, а для этого необходима квалифицированная религиоведческая экспертиза.
В обсуждении приняли участие также профессор кафедры национальной безопасности Российской Академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) Александр Залужный, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ирина Бабич, профессор РАГС Михаил Шахов, сотрудники Института религии и права психолог Татьяна Горбачева и юрист Инна Загребина, доцент РАГС Вероника Кравчук и профессор Михаил Одинцов. Было решено, что формирование Совета по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести, будет открытым, туда должны войти специалисты из московских и региональных вузов, предварительный список будет опубликован на сайте Славянского правового центра. Наконец документ о сформированном Совете со списком его членов будет разослан в Верховный суд РФ, Минюст РФ и в органы прокуратуры.
Совет по проведению экспертизы, связанной с реализацией принципа свободы совести, создается по инициативе Института религии и права, Института религии и политики и кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ.
Антон Алябьев,
для "Портала-Credo.Ru"