13 Февраля 2009
Миссионер Церкви Объединения, возглавляемой корейским проповедником Сан Мен Муном, выиграл иск против России в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
В вынесенном судом 12 февраля 2009 года судебном решении по делу 2512/04 "Нолан и К. против России" говорится, что запрет российской стороны на въезд в Россию в 2002 году Патрика Нолана, бывшего тогда миссионером Церкви Объединения, нарушает несколько статей европейской Конвенции по правам человека, в том числе статью 9 (свобода вероисповедания). Российские официальные лица утверждали, что деятельность г-на Нолана как иностранного миссионера "угрожала безопасности страны".
Г-ну Нолану, который прожил в России около 8 лет, было отказано в повторном въезде в страну в 2002 году после короткого отъезда за границу, несмотря на то, что его въездная виза была действительна, а 10-месячный ребенок Нолана, единственным родителем и опекуном которого он является, остался на российской земле. После этого последовали изменения в Российской доктрине национальной безопасности, где иностранные религиозные организации и миссионеры отождествляются с "негативным влиянием", несущим угрозу "духовному и нравственному наследию России".
В решении Европейского суда говорится, что статья 9 Конвенции не допускает ограничений свободы вероисповеданий на основании "угрозы национальной безопасности". Это далеко не случайно: не включение именно этого принципа в качестве основания для ограничений прав, предусмотренных в статье 9, отражает первостепенную важность религиозного плюрализма как "одной из основ демократического общества", согласно Конвенции. Следовательно, интересы национальной безопасности не могут служить оправданием мер, принятых российскими официальными лицами.
Далее, Суд постановил, что Россия нарушила статью 38 Конвенции (обязательство предоставить все необходимые средства для рассмотрения дела) в результате своего отказа раскрыть доклад, подготовленный Федеральной службой безопасности, послуживший основанием для изгнания г-на Нолана.
Суд также решил, что Россия нарушила статью 8 (право человека на уважение частной и семейной жизни) - из-за случившейся в результате этих действий десятимесячной разлуки г-на Нолана с его малолетним сыном; статью 5 (право на свободу) - из-за ночного задержания г-на Нолана в аэропорту без законного на то основания после его попытки вернуться в Россию; статью 1 протокола 7 (процедурные гарантии в случае высылки иностранцев) - вследствие факта, что г-н Нолан был выслан прежде, чем получил возможность просить о пересмотре своего дела.