25 Декабря 2008
Арбитражный суд Липецкой области
398019 , г. Липецк, ул. Скороходова , 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А 36-3145/2008
« 17 » декабря 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2008 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канаевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иловайского Владимира Викторовича, г. Липецк
заинтересованные лица:
1) Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области, г. Липецк
2) Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка, г.Липецк
3) Управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области, г. Липецк
4) Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области, г. Липецк
о признании незаконными и нарушающими права членов религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка решения УФНС по Липецкой области от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность; действий УФНС по Липецкой области по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица фактически прекратившего свою деятельность – Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка от 04.09.2007 г. № 2074800028334; о признании недействительной записи от 04.09.2007 г. № 2074800028334 об исключении Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка из ЕГРЮЛ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Иловайского В.В. - пастора религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка (паспорт 4203 838712, выдан 08.08.2003 г. Правобережным ОМ УВД г.Липецка), Чугунова С.В. – представителя (доверенность от 13.11.2008 г.),
от 1-го заинтересованного лица: Гордеевой В.Н. – специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность № 06-06 от 02.04.2008 г.),
от 2-го заинтересованного лица: Алябьевой М.Б. – специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 31.03.2008 г.),
от 3-го заинтересованного лица: не явился,
от 4-го заинтересованного лица: Калинчевой С.Г. – начальника отдела по делам некоммерческих организаций (доверенность № 10 от 19.11.2008 г.),
УСТАНОВИЛ :
Пресвитер Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка Иловайский Владимир Викторович (далее заявитель, Иловайский В.В.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными и нарушающими права членов религиозной организации Церковь евангельских христиан – баптистов Правобережного округа г.Липецка решения УФНС по Липецкой области о предстоящем исключении Церкви из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившей свою деятельность, действий УФНС по Липецкой области по исключению Церкви из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи, признании недействительной записи об исключении Религиозной организации Церковь евангельских христиан – баптистов Правобережного округа г.Липецка из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1,л.д. 4-9,14).
В предварительном судебном заседании Иловайский В.В. уточнил заявленные требования, просил признать незаконными и нарушающими права членов Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка решение УФНС по Липецкой области от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, действия УФНС по Липецкой области о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, - Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка от 04.09.2007 г. № 2074800028334, признании недействительной записи от 04.09.2007 г. № 2074800028334 об исключении Религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка из ЕГРЮЛ (т.1, л.д.107,108).
В соответствии с ч.2 ст.45, ч.1 ст.49 АПК РФ уточненные заявителем требования были приняты судом к рассмотрению.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству представители Управления Федеральной налоговой службы РФ по Липецкой области и Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Правобережному району г.Липецка ходатайствовали о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду (т.1, л.д.50,51,58,59).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 25.11.2008 г. ходатайства заинтересованных лиц о прекращении производства по делу судом были отклонены по мотивам, указанным в определении, рассмотрение дела продолжено (т.2, л.д.28-34).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав на то, что оспариваемое решение УФНС России по Липецкой области от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность и последующие действия Управления от 04.09.2007 г. об исключении Церкви из ЕГРЮЛ не соответствуют ст.ст.28,30 Конституции РФ, ст.ст.6,8 «О свободе совести и о религиозных объединениях», особенному порядку регистрации и ликвидации религиозных организаций, который регламентируется указанным Законом, п.1.ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По мнению представителя заявителя, при решении вопроса об исключении религиозной организации из ЕГРЮЛ Управлением не было проверено наличие признаков недействующего юридического лица, не приняты во внимание сведения о том, что у Церкви не имелось открытых счетов в банках, не учтено направление религиозной организацией в течение 2005-2007 г.г. в налоговый орган по месту учета документов бухгалтерской и налоговой отчетности. Поскольку решение о предстоящем исключении было доведено до сведения заинтересованных лиц путем размещения публикации о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации», тираж которого составляет 1000 экземпляров на всю Российскую Федерацию, а в электронном виде информация, размещенная в Вестнике, на момент принятия решения не была доступна, заведомо была создана ситуация, при которой информация о предстоящей ликвидации юридического лица была не известна не только широкому кругу лиц, но и самому юридическому лицу, в связи с этим представители религиозной организации не имели возможности узнать о принятом решении и направить заявление в регистрирующий орган в предусмотренном законом порядке (т.1, л.д.4-9,67; т.2, л.д.47-49,59-61).
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее УФНС России по Липецкой области, Управление) на заявление возразил, указав на то, что решение от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц было принято в соответствии с п.2 ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г., на основании представленных ИФНС России по Правобережному району г.Липецка справок, свидетельствующих о наличии у религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка признаков недействующего юридического лица. По мнению представителя заинтересованного лица, порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц Управлением был соблюден: решение о предстоящем исключении данной организации было опубликовано 16.05.2007 г. в журнале «Вестник государственной регистрации» № 19 (121) май 2007 г. часть 2, адрес обращения кредиторов и иных заинтересованных лиц указан на странице 145 вышеуказанного печатного издания. Поскольку в течение 3 месяцев со дня опубликования решения в регистрирующий орган никаких заявлений от религиозной организации, иных заинтересованных лиц не поступило, Управление обоснованно исключило Церковь из единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.д.50,51,115,116,134-136; т.2, л.д.42-44,59-61).
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г.Липецка (далее ИФНС России по Правобережному району, Инспекция) поддержал позицию Управления, пояснил о том, что направляя в УФНС России по Липецкой области справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и об отсутствии открытых банковских счетов, налоговый орган действовал в соответствии с п.1 ст.21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По мнению Инспекции, документы, представленные религиозной организацией до 18.07.2007 г., не являются налоговой отчетностью, поэтому не должны были учитываться при составлении справки. Что же касается декларации по налогу на прибыль, полученной 18.07.2007 г., то последняя поступила после принятия решения о предстоящем исключении, поэтому не была передана в УФНС России по Липецкой области. Кроме того, заявитель имел возможность направить соответствующее заявление в регистрирующий орган об осуществлении деятельности, однако, таким правом не воспользовался, в связи с этим правомерно был исключен из единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.д.58,59,139-141; т.2, л.д.45,46).
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области (далее Управление Минюста России по Липецкой области) в судебном заседании подержал позицию заявителя, указав на то, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, в том числе Управления ФНС по субъектам РФ, районные инспекции в городах составляют единую централизованную систему налоговых органов, к полномочиям которых отнесена государственная регистрация юридических лиц и ведение в установленном порядке единого государственного реестра юридических лиц. Поскольку форма заявления, направляемая недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не предусмотрена законодательством РФ, поступившая 18.07.2007 г. (до момента внесения в ЕГРЮЛ записи от 04.09.2007 г. об исключении юридического лица) в ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от религиозной организации декларация по налогу на прибыль являлась подтверждением осуществления деятельности организации и должна была учитываться уполномоченным органом при совершении действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ (т.2, л.д.50-52).
Управление Федеральной регистрационной службы по Липецкой области (далее УФРС по Липецкой области) в судебное заседание не явилось, надлежащим образом было извещено о времени и месте его проведения (уведомление № 53721), в письменном отзыве, направленном в адрес суда, указало, что в соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий переданы Министерству юстиции Российской Федерации, в связи с этим УФРС по Липецкой области не является заинтересованным лицом по данному делу (т.1, л.д.46,47,105; т.2, л.д.35).
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.5 ст.156, ч.2 ст.200 АПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие УФРС по Липецкой области.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
28 февраля 1999 г. учредительным собранием евангельских христиан-баптистов был принят устав религиозной организации – Церкви евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка (далее религиозная организация, Церковь), который 28.05.1999 г. был зарегистрирован Управлением юстиции администрации Липецкой области, о чем выдано свидетельство № 6-7 (т.1, л.д.32-39).
28 октября 2002 г. в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ, реестр) Управлением МНС России по Липецкой области была внесена запись о Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка, как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., за основным государственным регистрационным номером 1024800003183 (т.1, л.д.41).
10 мая 2007 г. в УФНС России по Липецкой области от ИФНС России по Правобережному району г.Липецка поступили справки № 1-С и № 1-О, составленные в отношении религиозной организации, об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица банковских счетов и о непредставлении в течение указанного времени документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (т.1, л.д.137,138).
11 мая 2007 г. УФНС России по Липецкой области было принято решение № 54 о предстоящем исключении Церкви из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано 16.05.2007 г. в печатном издании «Вестник государственной регистрации» № 19 (121) часть 2 (т.1, л.д.52,53).
4 сентября 2007 г. на основании вышеуказанного решения тем же налоговым органом в реестр были внесены сведения об исключении религиозной организации из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившей свою деятельность за государственным регистрационным номером записи о прекращении деятельности 2074800028334 (т.1, л.д.54-57).
Полагая, что решение УФНС России по Липецкой области от 04.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении религиозной организации и последующие действия налогового органа, связанные с исключением Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность, не соответствуют ст.ст.28,30 Конституции РФ, ст.ст.6,8,11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», п.1.ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушают права религиозной организации на свободу вероисповедания и объединения, заявитель обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено следующее.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ч.8 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ в редакции Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ (далее ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…») исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что религиозная организация узнала об исключении ее из ЕГРЮЛ после получения от ИФНС России по Правобережному району г.Липецка 03.06.2008 г. письма № 3445, которым последняя возвратила декларацию по налогу на прибыль со ссылкой на снятие организации с налогового учета в связи с ее исключением из ЕГРЮЛ (т.1, л.д.15).
Таким образом, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд в установленный законом срок.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.3 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Согласно ч.ч.3,5 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ в редакции Федеральных законов от 26.03.2000 № 45-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ (далее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Согласно ч.1 ст.11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее – заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Доводы налоговых органов о том, что религиозная организация имела признаки недействующего юридического лица не находят своего подтверждения в материалах дела.
Так, в 2005,2006 г.г. Церковью в адрес Инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка направлялись приложения к бухгалтерскому балансу с пояснительными записками, а в 2007 г. кроме вышеуказанных документов – налоговая декларация по налогу на прибыль (т.1, л.д.17-30,96-103; т.2, л.д.1-21).
Из материалов дела следует, что 04.05.2005 г.,14.07.2005 г., 01.11.2005 г., 08.02.2006 г.,04.05.2006 г., 11.10.2006 г.,18.07.2007 г. налоговым органом вышеуказанные документы были получены, о чем подтвердил и представитель заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства (т.2, л.д.1-21,139-141).
Возражения Инспекции ФНС России по Правобережному району г.Липецка о том, что представление бухгалтерской отчетности является необязательным и не подпадает под понятие отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.4,5 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ в редакции Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ (далее ФЗ «О бухгалтерском учете») для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч.4 ст.15 вышеуказанного Закона общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе : а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Из материалов дела следует, что состав бухгалтерской отчетности, представленный религиозной организацией налоговому органу в 2005-2007 г.г., соответствовал вышеприведенным положениям ФЗ «О бухгалтерском учете» (т.2, л.д.1-21).
В ходе судебного разбирательства Иловайский В.В. пояснил, что объем сдаваемой отчетности был определен им в соответствии с консультациями сотрудников Инспекции, при этом к ответственности за несвоевременное или неполное представление налоговых деклараций, иных документов налоговой отчетности религиозная организация не привлекалась.
Кроме того, как следует из справки № 1-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, направленной Инспекцией в Управление и положенной в основу принятия оспариваемого решения, последняя дата предоставления документов отчетности 28.01.2005 г., документы отчетности - бухгалтерский баланс за 2004 г. (т.1, л.д.138).
Между тем, как было указано выше, фактически последнее предоставление бухгалтерской отчетности перед принятием оспариваемого решения от 11.05.2007 г. имело место 11.10.2006 г. (т.2, л.д.7,8).
В ходе судебного разбирательства представитель Инспекции не смог пояснить, почему вышеуказанные сведения не нашли своего отражения в справке от 10.05.2007 г. № 1-О, а также с какого момента следует исчислять последние 12 месяцев непредставления документов отчетности.
Более того, из материалов дела усматривается, что после принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, 18.07.2007 г. религиозной организацией в ИФНС России по Правобережному району г.Липецка была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 6 месяцев 2007 г., которая вместе с документами бухгалтерской отчетности была принята налоговым органом без каких-либо возражений (т.2, л.д.15-21).
Из отчета о деятельности религиозной организации за 2006 г., представленного Церковью 31.05.2007 г. в УФРС по Липецкой области, следует, что в указанный период религиозная организация насчитывала 100 человек, совершала религиозные обряды, таинства, церемонии, распространяла вероучения по адресу : г.Липецк, ул.Бабушкина, Храм (т.2, л.д.53-55).
В ходе судебного разбирательства Иловайский В.В. подтвердил, что религиозная организация продолжает осуществлять уставную деятельность.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, анализируя в совокупности положения Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О государственной регистрации юридических лиц…» следует признать, что прекращение деятельности юридического лица путем исключения его из реестра применяется в отношении юридического лица фактически прекратившего свою деятельность. При этом с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О свободе совести и об религиозных объединениях», деятельность некоммерческой религиозной организации не ограничивается представлением документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и осуществлением операций по банковским счетам. Ведение уставной деятельности лицом, не представляющим отчетность, может препятствовать признанию такого лица фактически прекратившим свою деятельность, с учетом того, что нарушение требований, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, являясь основанием для привлечения юридического лица к налоговой ответственности, не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.
Учитывая, что в рассматриваемый период у религиозной организации отсутствовали банковские счета, последняя частично представляла отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, фактически осуществляла уставную деятельность, таким образом, не имела признаков недействующего юридического лица, суд приходит к выводу о том, что решение УФНС России по Липецкой области от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении Церкви из единого государственного реестра юридических лиц не соответствует вышеприведенным положениям ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» и нарушает права религиозной организации, так как влечет утрату правоспособности юридического лица.
Поскольку у религиозной организации отсутствовали признаки недействующего юридического лица, предусмотренные ст.21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…», последующие действия УФНС России по Липецкой области по внесению 04.09.2007 г. в ЕГРЮЛ сведений об исключении Церкви из ЕГРЮЛ как фактически прекратившей свою деятельность так же являются незаконными, а запись о прекращении деятельности религиозной организации за № 2074800028334 - недействительной (т.1, л.д.54).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными, подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с этим расходы по оплате государственной пошлины следует отнести на УФНС России по Липецкой области.
Поскольку заявителем государственная пошлина была уплачена в большем размере, чем предусмотрено п.3 ч.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 11.05.2007 г. № 54 о предстоящем исключении недействующего юридического лица – Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка из Единого государственного реестра юридических лиц, как не соответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении юридического лица фактически прекратившего свою деятельность – Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка от 04.09.2007 г. № 2074800028334, как не соответствующие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц № 2074800028334 от 04.09.2007 г. о прекращении деятельности Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав Религиозной организации церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г.Липецка путем восстановления записи о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области в пользу Иловайского Владимира Викторовича расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Возвратить Иловайскому Владимиру Викторовичу из федерального бюджета 1 900 рублей – излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия и по истечении указанного срока в двухмесячный срок в том же порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г.Брянск.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья Е.И. Захарова.
Данное решение также опубликовано на сайте Арбитражного суда: http://195.34.238.246/sait/x-get-report.aspx?name=vf-CaseDoc-Initial1.xml&OT=CaseDoc&OID=eff2287c-7c36-43ce-ae69-f8497551105e&DontCacheXslfo=true
Ссылки по теме:
Арбитражный суд Липецкой области признал незаконным исключение баптистской церкви из реестра юридических лиц
После празднования Дня народного единства в здании бывшего православного Троицкого храма, который принадлежит баптистам, были разбиты стекла
Состоялось первое заседание арбитражного суда по иску Липецкой епархии о возвращении ей Казанского храма, занимаемого баптистами
Липецкая епархия РПЦ МП собирается выгнать Церковь евангельских христиан-баптистов из Троицкого храма через Арбитражный суд
Православные отслужили на территории баптистской церкви в Липецке