22 Декабря 2008
В России вопросы воспитания всегда решались оригинально – то по "Домострою", то на западный манер, но обязательно при помощи палки. Этот же палочный способ выбрали те, кто пытается ввести преподавание православия в школах в обязательном порядке, в том числе и с участием священнослужителей РПЦ МП.
18 декабря в пресс-центре Славянского правового центра юристы и адвокаты представили общественности некоторые результаты и перспективы судебных дел, которые касаются православного воспитания.Основными спикерами на пресс-конференции были Анатолий Пчелинцев, адвокат и главный редактор журнала "Религия и право", адвокат СПЦ Роман Маранов, Ольга Гнездилова, адвокат, правовой советник Межрегиональной правозащитной группы "Воронеж/Черноземье", а также пастор Алексей Перов, сына которого избили в школе 3 сентября после молебна, проведенного православным батюшкой.
В ходе дискуссии оказалось, что специалисты в области защиты свободы совести не выступают принципиально против предмета "Основ православной культуры" как такового. По словам адвоката Анатолия Пчелинцева, он "не против Закона Божьего, но только на добровольной основе". Сегодня же общество лишили этого выбора. По мнению Пчелинцева, происходит ползучее изменение конституционного строя в этой сфере. А те органы, которые должны осуществлять надзор, не замечают этого. Выпады против религиозных меньшинств содержатся в самих учебных пособиях по православной культуре. В смоленском учебнике об истории и православии на Смоленской земле, выпущенном под редакцией митрополита Кирилла, есть раздел, посвященный "сектам". В нем специально отмечается, что время вседозволенности, когда миссионерствовали проповедники "сект", закончилось и скоро "сектам" придет конец.
Случай в Грибановской школе Воронежской области стал известен на всю Россию. В сентябре 2007 года сын пастора Давид Перов был подвергнут оскорблениям после проведения православного молебна в классе. В результате его родители подали иск к школе (МОУ "Грибановская СОШ № 3"). В октябре 2007 года семья Перовых обратилась в Грибановский районный суд с иском о признании нарушения школой законодательства и о компенсации морального вреда, а 4 декабря 2008 Грибановский районный суд полностью отказал в иске.
Отец мальчика Алексей Перов, пастор церкви "Содружество Христа", отмечал, что родители других детей прямо на суде говорили, что они испытывают неприятие к семье Перовых, что сами они ходят в церковь, хотя Библии не читали. О том, что решение о молебне было принято на родительском собрании, школа стала говорить лишь впоследствии. Представители школы открыто заявляли на суде, что у нас в стране православное государство и православный президент и что "сектанты" находятся на территории православного государства. При этом, по словам Алексея Перова, в 2007 года после молебна врачи даже не стали осматривать его сына после побоев, а в милиции сказали, что мальчик мог участвовать в религиозном обряде и без родителей. Судебное решение, по словам Перова, ничуть не удивило его, поскольку даже православный священник на суде отмечал, что борьба с "сектами" – одно из главных направлений его деятельности, а РПЦ и государство составляют одно целое.
Первоначально, по словам адвоката Ольги Гнездиловой, управление образования Грибановского района и прокуратура признали незаконность проведения обряда на основании российских законов и международных документов. Однако суд заявил, что прокуратура плохо провела проверку, а новый руководитель Управления образования отказался от своих слов. Учительница класса была объявлена невиновной якобы из-за того, что она не знала о проведении обряда и не несет ответственности за то, что происходило до звонка на урок. Суд также цинично установил, что ребенка не принуждали к обряду, хотя 6-летнему Давиду Перову трудно было выбрать самому. Кроме того, отметила Гнездилова, когда в конце молебна священник сказал, что нужно идти и целовать крест, то Давид не пошел и его повели другие дети за руки, а батюшка призывал повторять слова молитвы.
По поводу самого обряда учительница Грибановской школы сказала очень характерные слова о том, что обряд носит светско-религиозный характер, поскольку это наши традиции. Более того, православный обряд освящения класса надо было провести, чтобы дети слушались. Представители школы дошли до того, что пытались доказать, что православный обряд освящения не направлен на личность…
Обучение религии на уроках, по словам Гнездиловой, по сравнению с проведением подобных обрядов, более рациональное явление и в этом случае посягательств на свободу совести намного меньше, чем при обряде на незнакомом языке. Грибановское дело, подчеркнула Гнездилова, имеет хорошие перспективы для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека, потому что в дополнительном протоколе к Европейской конвенции и в российском законодательстве сказано, что родители выбирают религию для детей и нельзя вовлекать детей в религиозные объединения и обряды на территории школы без согласия родителей. Как отметил Анатолий Пчелинцев, в Законе о свободе совести также требуется согласие родителей и детей на проведение таких обрядов и преподавание религиозных предметов вне рамок образовательной программы. Получается, что все проблемы – от неуважения к закону.
Наконец, ситуация в Белгородской области отличается масштабом внедрения ОПК, отсутствием выбора у родителей и детей, которые должны учиться православию, если они хотят быть аттестованы и поступить в вуз. По словам адвоката Романа Маранова, ранее родители других неправославных церквей могли договариваться с директорами школ, чтобы их дети не посещали уроки православной культуры. Теперь же с 2008 года на федеральном уровне вводится стандарт "Духовно-нравственная культура", и экзамен по ОПК в Белгородской области стал обязательным. Департамент образования Белгородской области распространил инструктивное письмо по этому поводу. В этом документе говорится, что в случае непосещения предмета учащийся не будет аттестован. Дирекция Белянской школы Шебекинского района дала письменный ответ по поводу того, что ученики, чьи родители принадлежат к протестантской церкви, не пройдут аттестацию. В настоящее время, как отметил Маранов, в 2009 году есть возможность обратиться в районный суд, а затем подать жалобу в Европейский суд. Тем более, что Страсбургский суд уже принимал решения в пользу родителей, как в деле "Фольгере и другие против Норвегии", когда суд признал дискриминационным положение, по которому для освобождения от религиозного предмета надо было написать заявление и раскрыть свое вероисповедание. По мнению Маранова, российское государство должно принять меры, чтобы избавить своих граждан от унижений.
В православной среде и часто в светских СМИ случаи конфликтов вокруг православного воспитания описываются как противостояние Церкви, православия и антиклерикальной части общества, однако это не всегда так. К примеру, для пастора Алексея Перова из Грибановского района Воронежской области и христиан веры евангельской из Шебекинского района Белгородской области дело обстоит иначе. Пастор Перов, в частности, полагает, что христианская вера и православие несут в себе только доброе и хорошее, несмотря на то, что его сына допрашивали на суде 2 часа и спрашивали о его отношении к православному батюшке - хороший он или нет, и несмотря на то, что на православных форумах в Интернете сожалели, что православным детям не удалось сильно избить Давида Перова. Алексей Перов называет окружающее его православие "православным атеизмом". Церковь пошла по легкому пути – она рвется нахрапом, силой, без подготовки детей и родителей. Православие – религия любви, по словам Алексея Перова, а значит, православие проиграло этот суд: "Христос ведь не говорил ненавидеть иноверцев, а даже наоборот. Если бы Иисус это видел, он бы такого не допустил". Как заметил отец Давида Перова, после Дня знаний его привели домой, и он несколько дней не мог придти в себя, не мог понять, что произошло. А взрослые не захотели понимать.
Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"