23 Ноября 2008
Старший пастор Библейского центра "Слово Жизни" Маттс-Олa Исхоел родился в Норвегии, в потомственной христианской семье. Впервые Маттс-Ола приехал в Москву в 1983 году в качестве туриста. В 1990-е годы стал приезжать регулярно и встречался с верующими евангельских церквей. Затем пастор Ульф Экман попросил Маттс-Олу переехать в Россию для того, чтобы помочь становлению Библейского центра "Слово жизни" в Москве. В настоящее время пастор является также первым заместителем председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской. Несет ответственность за работу Духовного Совета Союза, а также за межрелигиозное и межконфессиональное взаимодействие.
- Расскажите о Вашей поездке в Рим и встречах с представителями Ватикана и католиков-харизматов. Какова была цель Вашей поездки?
- Пасторы церквей "Слово жизни" из разных стран находились в Риме с 3 по 9 ноября. С нами вместе был пастор Ульф Экман, служители из Швеции, России, Армении и т.д. Мы приехали, чтобы изучать историю христианства и встретиться с лидерами Католической Церкви. Я считаю, что история христианского Рима принадлежит не только католикам – это наша общая христианская история. Думать, что церковные достопримечательности Рима являются только католическими – неправильно. Там находятся могилы апостолов Петра и Павла – это наследие важно для всех верующих. С этой точки зрения Рим является одним из мировых центров для христиан. Мы встречались с представителями харизматического движения в рамках Католической Церкви и с официальными лицами Ватикана.
После Второго Ватиканского Собора католики активно налаживают диалог с другими конфессиями. Мы разговаривали с епископом Фарреллом из Папского совета по межрелигиозному диалогу о единстве христиан о том, как строить сотрудничество с другими церквями. Для нас имеет большое значение, что католики и лютеране подписали совместный документ "Об оправдании верой", в котором были найдены принципиальные точки соприкосновения католичества и лютеранства.
- Какое место занимают харизматы в Католической Церкви?
- В Ватикане есть официальный отдел, который занимается харизматическим движением. Последние трое Пап признавали это движение частью Католической Церкви. В настоящее время существует по крайней мере 120 млн католиков, которые имеют дар Святого Духа и говорят на языках. Они продвигаются в познании даров Святого Духа. Это настоящее движение обновления в католичестве, хотя это, конечно, только часть всех католиков, учитывая, что их в мире более 1 млрд. Харизматы стали появляться в католических приходах с 1970-х годов, это движение стало развиваться и, в конце концов, оно было признано. В Риме наша делегация пасторов присутствовала также на мессе, на которой священник-харизмат пел песни прославления и молился на языках во время богослужения.
- Поддерживаете ли Вы связь с католическим харизматическим движением?
- Мы довольно давно поддерживаем отношения с представителями харизматического движения в Католической Церкви. Для нас это связь с исторической церковью, где есть сокровища, которые могут обогатить и нас тоже. Иногда среди протестантских служителей можно встретить негативное отношение к литургии, которую воспринимают только как сухой обряд и пустую традицию, но это неправильно. Когда мы приближаемся к Католической Церкви и ее практике, как и к практике Православной Церкви, мы видим, как Господь изменяет людей через богослужение. Литургия – это встреча с Богом. Мы понимаем, что со своей стороны мы должны разбираться и преодолевать свои предрассудки.
- Как Вы относитесь к появившимся на христианских интернет-порталах сообщениям о том, что основатель движения "Слово Жизни" пастор Ульф Экман призывает христиан объединиться под властью Папы Римского?
- Такие сообщения безосновательны и не соответствуют действительности. Дело в другом. Среди некоторых протестантов бытует твердое мнение, что Папа Римский и Патриарх Русской Православной Церкви с их духовной властью – это плохо. Евангельские служители часто смотрят на исторические церкви на расстоянии. Однако есть и другой взгляд. Для нас огромное значение имеет то, что у православных и католиков есть лидеры, которые достойно представляют христианскую веру в мире. Это чрезвычайно важно в современном обществе. Патриарх и Папа говорят, и их слышно. Они имеют возможность оказывать влияние на общество и выступать за христианские ценности, прежде всего, в морально-нравственном, духовном смысле.
Кроме того, необходимо сказать, что мы стали больше ценить единство не только между нашими церквями, но и между всеми христианскими общинами. Порой мы в чем-то не соглашаемся, но всегда стараемся понять и любить друг друга. У такого единства есть своя ценность – оно угодно Богу. Кроме того, нам необходимо единство ради сохранения нравственных норм, которые являются выражением универсальных нравственных правил человека – многих сейчас тревожит ситуация с распространением либеральных ценностей в Европе. А церкви объединяются, потому что понимают, что у нас общая ответственность в деле утверждения нравственных основобщества.
- Насколько активно Вы участвуете в межрелигиозном диалоге в России?
-Являясь первым заместителем председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), в том числе по вопросам межконфессионального и межрелигиозного взаимодействия, я понимаю важность и жизненную необходимость межконфессионального и межрелигиозного диалога в России. Мы с большим ожиданием приняли участие в работе Христианского межконфессионального консультативного комитета. В рамках межконфессионального сотрудничества есть формальные и неформальные контакты по поводу актуальных вопросов и проблем современной религиозной и общественной жизни. Мы стараемся поддерживать равные, уважительные отношения с православными, с католиками. Вместе мы принимаем участие в различных, в том числе социальных, мероприятиях. Кроме того, представители разных протестантских направлений уже долгое время взаимодействуют в рамках Совета Глав Протестантских Церквей России.
Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"