О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

«Религия и право» (№ 3, 2008): Дзогчен – одна из традиций тибетского буддизма в России. Интервью с сыном учителя тибетского буддизма школы Дзогчен Намкая Норбу - Еши Сильвано Намкаем

  версия для печатиотправить ссылку другу
«Религия и право» (№ 3, 2008): Дзогчен – одна из традиций тибетского буддизма в России. Интервью с сыном учителя тибетского буддизма школы Дзогчен Намкая Норбу - Еши Сильвано Намкаем
11 Сентября 2008

Еши Сильвано Намкай – сын Намкая Норбу Ринпоче, одного из наиболее известных учителей Дзогчен в наше время. Еши Намкай посвящает себя рапространению знания этого древнего учения, в том числе помогая определить, как Дзогчен-общине, основанной Намкаем Норбу, лучше существовать в условиях современного общества.

Намкай Норбу Ринпоче начал учить Дзогчен в Италии, где он долгое время жил и преподавал в Неаполитанском университете, поскольку увидел все более возрастающий интерес людей к культуре и мудрости Тибета. Основанная им в начале 1980-х годов Дзогчен-община, целью которой стало добровольное объединение людей, заинтересованных в этом знании, сейчас имеет пять крупных центров в разных частях света и центры в крупнейших городах мира, в том числе и в России. Принцип существования Дзогчен-общины – соответствие общественному строю и законам той страны, в которой она существует, поэтому последователи этого учения являются обычными людьми, ведущими нормальный образ жизни, внешне никак не демонстрирующими свою принадлежность к этой группе. Люди, заинтересованные в учении Намкая Норбу, могут следовать ему, не являясь участниками Дзогчен-общины.

 В буддизме учение Дзогчен, или «Великое совершенство», считается наиболее быстрым путем духовного прогресса. Его можно определить как систему внутреннего знания, придающего особое значение развитию личной осознанности. Этот духовный путь побуждает к развитию самоосознавания, сущностной частью которого является свобода личности, поэтому для последователей Дзогчен нет нужды следовать каким-либо особым правилам или принимать монашеские обеты. Основополагающей практикой этого учения является достижение глубокого знания посредством различных переживаний повседневной жизни. Поэтому учение Дзогчен особенно хорошо подходит нуждам современного общества.

- В России интерес к буддизму и к восточной культуре среди людей образованных, ученых и просто любопытных, возник еще в XIX веке. В настоящее время существует уже устойчивый слой интеллигенции, которая принадлежит к различным школам буддизма. Какой Вы видите свою миссию в России и в мире сейчас?

- Наша миссия заключается в распространении знания о буддизме. Мы больше говорим о философии, чем о религии, поскольку в буддизме нет такой фигуры, которая бы рассматривалась как высшее божество по сравнению с человеком.

Мы также не ставим перед собой задачу создавать общины, как это делают, к примеру, христианские миссионеры. Отец написал довольно много книг, многие из которых публиковались крупными издательствами. Как правило, люди просто читают эти книги, и у них появляется интерес. Они могут заинтересоваться этим методом и пригласить к себе Намкая Норбу с публичной лекцией.Вместе с тем, у нас отсутствует как таковая идея активного обращения кого-либо в свое учение.

- Расскажите вкратце об учении Дзогчен, какое место в нем занимает Учитель Намкай Норбу?

- Дзогчен происходит из Тибета и относится к традиции Ваджраяна, к которой принадлежит и Его Святейшество Далай-лама. Обычно ее называют «тибетским буддизмом». Она немного отличается от других традиций буддизма, так как развивалась в Тибете.

Традиция Дзогчен основывается на школе Ньингма,  также существует и в школе Карма-кагью, но на самом деле не связана с конкретной школой. Намкай Норбу был признан перерождением ламы, не принадлежавшего ни к одной из школ, который был мирянином и не занимался миссионерской деятельностью. Намкай Норбу стал развивать свое учение в том же направлении: он ведет мирскую жизнь, женился, завел двух детей – меня и мою сестру. Во времена культурной революции его пригласили в Италию для работы в университете. Только много лет спустя он начал учить, и лишь потому, что люди стали просить его об этом.

         У нас нет четкой структуры, отделов, иерархии; наша организация основана на добровольном сотрудничестве. Мы организуемся по географическому признаку. В каждой области есть группа ответственных людей, которые заботятся об основных трех аспектах: о самом месте, где люди могут собираться; о расходах на организацию мероприятий, книги и все необходимое; и, собственно, о самой программе того или иного мероприятия.

- Каковы общественные взгляды Намкая Норбу и движения в целом? Какие требования Вы предъявляете к своим последователям?

 - В отличие от буддийских монахов, мы не стремимся к отречению. От семьи, от денег, от других социальных благ мы не отказываемся. Мы стремимся жить в осознанном состоянии, действовать в существующих условиях, включающих семью, жену, детей, повседневную работу. По этой же причине мы используем современные технологии, например, транслируем лекции по Интернету.

 Цель - не отречься от обычной жизни, а объединить наше знание с ней. Медитировать – не значит уходить высоко в горы и быть отшельником до конца своих дней. Речь идет о привнесении медитации в обычную жизнь, о жизни с постоянным осознанием мудрости, которой учит буддизм.

- Есть какая-то позиция у движения по важнейшим социальным проблемам – употреблению наркотиков, алкоголизму, однополым бракам и т.д.?

- Вопрос об однополых браках у нас не обсуждался, позиции по этой проблеме нет. Это больше общественный вопрос – кто что выбирает и делает. По поводу наркомании и алкоголизма - стараемся объяснить, что это плохо, что это создает проблемы как для общества, так и для самого человека. Это совершенно разные вещи: переживания от наркотиков и переживания от медитации. Что касается употребления табака и алкоголя, то проблема не в них, а в злоупотреблении ими.

 - Насколько большое значение в рамках движения имеет йога и связанные с ней физические и психологические упражнения?

- Когда мы применяем методы йоги, которая работает с дыханием и гармонизацией нашего состояния, то обычно можем получить быстрый результат. Поэтому довольно распространено, что человек сначала интересуется йогой, а затем у него появляется интерес к буддизму. В любом случае, наш метод йоги основан на принципах нашего учения. Пусть даже вначале вы больше концентрируетесь на физическом аспекте, а затем постепенно начинаете чувствовать энергию и переходите к медитации – в данном случае неважно, с чего вы начинаете.

- Сотрудничаете ли Вы с представителями других направлений буддизма в России, есть ли общение, диалог с буддистами в традиционно буддийских республиках России – Бурятии, Тыве, Калмыкии?

 - У нас хорошие отношения со всеми буддийскими школами. В частности, в Москве мы проводили занятия в «Центре Ламы Цонкапы» традиции Гелуг. Мы также поддерживаем тесную связь с главой буддистов Калмыкии ламой Тэло Тулку Ринпоче, который помог нам с оформлением визы для Намкая Норбу - он будет давать учение в центральном храме Калмыкии в сентябре этого года.

- Сколько примерно общин и групп Дзогчен в мире и на территории России? Где расположены наиболее крупные центры, распространяющие книги и учение Намкая Норбу Ринпоче?

- Существует пять основных центров последователей Намкая Норбу – в Италии, США, Южной Америке, Восточной Европе, Австралии и Юго-Восточной Азии. Около 40 центров Дзогчен расположены в различных городах мира, в том числе в Москве, Нью-Йорке и Киеве. Они отличаются от обычных буддийских центров, куда приходят только помолиться. У нас в центрах люди общаются, устраивают собрания, читают и обсуждают книги.

Только в России насчитывается около 2000 постоянных последователей. Центры Дзогчен имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Элисте, Краснодаре, Екатеринбурге, Иркутске, Владивостоке, Харькове, Киеве, Донецке и Одессе. Есть и отдельные практикующие в других городах, которые читают книги и организуют лекции по Дзогчен. Официально наши центры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге и Улан-Удэ. Первая община была зарегистрирована в Москве в 1993 году. Всего же в России действует около 15 групп, изучающих Дзогчен.

В Италии, да и вообще в Европе, интерес к тибетскому буддизму проявляют, прежде всего, образованные люди. Именно они вступают в Дзогчен-общины. Мы хотим, чтобы люди уважали страну, в которой они находятся, чтили ее законы и традиции.

- Чем, по Вашему мнению, объясняется привлекательность буддизма для европейских интеллектуалов, для представителей российской интеллигенции, которые часто начинали с изучения восточных языков и затем становились буддистами?

- Обращение в буддизм на основе изучения восточных языков было свойственно, скорее, для ученых 1970-х годов. Сейчас ситуация изменилась – буддизм распространяется более широко, независимо от специализации человека.

Чем привлекает буддизм? Он помогает преодолевать свои ограничения.  

Первое, от чего люди чувствуют себя лучше – это преодоление страха смерти. Каждый теряет своих родителей; часто происходят события, показывающие неотвратимость смерти. И если находится учение, которое объясняет, что смерть - это нечто естественное, подвластное человеческому пониманию, то люди уже чувствуют себя лучше без какого-то глубокого знания или мудрости.

 Западных людей привлекает медитация, которая помогает им в работе, повседневной жизни и бизнесе. Иногда медитацию применяют вне всякого контекста, однако тогда утрачивается связь с традицией и сама традиция может утратить значение. В этом отношении все школы буддизма хороши, потому что помогают сохранить традицию тибетского буддизма.

Беседовал Роман Лункин.

СПРАВКА

Намкай Норбу Ринпоче и дзогчен в России

Намкай Норбу родился в 1938 году в деревне Гэуг княжества Дэгэ, что в Восточном Тибете. Его отец, Долма Церинг, происходил из аристократического рода и одно время служил в правительстве Дэгэ.

В два года Намкай Норбу был официально признан воплощением Адзома Другпа - одного из величайших учителей начала ХХ века. Когда же Норбу исполнилось восемь лет, шестнадцатый Кармапа признал в нём воплощение Ума Лходруг Шабтрунга Ринпоче, который, в свою очередь, был воплощением знаменитого учителя школы другпа-кагью Падма Карпо (1527-1592), основателя государства Бутан.

Намкай Норбу получил классическое буддийское образование в нескольких монастырях разных школ.

В 1954 году был приглашен в КНР в качестве представителя тибетской молодежи, после чего предпринял длительное паломничество по Центральному Тибету, Непалу, Индии и Бутану.  

В 1959 году эмигрировал из Тибета в Индию, где, спустя год, встретил знаменитого востоковеда Джузеппе Туччи и по его приглашению прибыл в Италию. 

В 1960 в Риме он начал академическое сотрудничество с ISMEO (Istituto per il Medio e l’Estremo Oriente – Институт Ближнего и Дальнего Востока

В 1962 занял должность профессора в Восточном институте Неаполитанского университета (Istituto Universitario Orientale), где он преподавал тибетский и монгольский язык и литературу до 1992.

Со времени своего переезда в Италию Намкай Норбу сосредотачивался в своих исследованиях в основном на древней истории Тибета, тщательно изучая автохтонную традицию Бон. Его книги, которые включают работы по истории, медицине, астрологии, Бон и народным традициям, являются свидетельством глубокого знания тибетской культуры и его попыток сохранить это древнее духовное наследие. Они были высоко оценены тибетцами и учеными по всему миру.

Намкай Норбу написал множество книг, связанных с его духовным учением и тибетской культурой. Наиболее важные из них:

«Ожерелье из камня Ци»; «Друнг, Деу и Бон» (фундаментальная работа по сохранению древней тибетской культуры); «Зеркало: совет по присутствию и осознанности»; «О рождении, жизни и смерти»; «Кристалл и путь света»; «Дзогчен, состояние самосовершенства»; «Учения Дзогчен»; «Основание пути»; «Песни из больницы и другие стихотворения»; «Йога сновидений и практика естественного света»;

1968. Он женится на Розе Толли и у них рождается двое детей. Намкай Норбу становится гражданином Италии.           

С конца 70-х годов даёт практические наставления по практикам созерцания школы Дзогчен, читает лекции и проводит семинары в различных странах мира. По факту, он был первым, кто стал публично передавать это древнее учение и кто основал общину людей, заинтересованных в освоении этого духовного пути.

1989. Намкай Норбу основал Институт Шанг-Шунг тибетских исследований. Целью института стало углубление знания и понимания тибетских культурных традиций и их религиозных, исторических, философских, общественных, медицинских аспектов и искусства в качестве вклада в сохранение этой культуры. Задача института – сотрудничество с заинтересованными группами и индивидуами, чтобы таким образом сохранить живыми сущностные ценности этой традиции. Понимая риск потерять драгоценное наследство, представляемое тибетской культурой, институт Шанг-Шунг поощряет все начинания, нацеленные на распространение и углубление знания тибетской культуры и помогает ее выживанию.

После основания Института Шанг-Шунг в Италии, его филиалы появились в США (1994) и Австрии (2000).

Институт также проводит работу по переводу уникальных священных тибестких текстов. Важным моментом этой работы является гарантия качественного перевода древней мудрости, знания и опыта тибетской культуры на западные языки.

1988. Намкай Норбу основал ASIA (Ассоциация за международную содидарность в Азии), неправительственную организацию, деятельность которой в основном посвящена решению медицинских и образовательных проблем тибетского народа. Целью ассоциации является строительство школ и больниц, реставрация монастырей, дистанционное меценатство и др.

Например, в 1996 при финансовой поддержке Итальянского министерства иностранных дел, ASIA реализовала первую мультисекторную поддержку кочевого населения северо-западного тибетского автономного региона. Проект включил программы по улучшению здравоохранения, образования и социоэкономики.

С 1993 ASIA реализовала 54 проекта в помощь тибетского населения в Китае, Индии и Непале и монгольского населения в Китае.

С 1996 года Всемирная община дзогчен издаёт периодическую газету “Зеркало”. В настоящее время в интернете существует информационная сеть Всемирной общины, «Норбунет».

В 1991 году Намкай Норбу прислал в Россию своего ученика Фабио Андрико с лекциями по янтра-йоге. Спустя год и сам он посетил Петербург, где провел недельный семинар, в котором приняли участие около 200 человек. После отъезда Намкая Норбу группа участников семинара создала в Санкт-Петербурге первую российскую дзогчен-общину “Сангьелинг”.

Ни председателей, ни руководителей в Дзогчен-общинах нет, как нет и иерархической организации. Управление осуществляют «ганчи»: несколько человек, выбранных на общем собрании, которые берут на себя ответственность за работу в общине. Срок пребывания в этой должности ограничен тремя годами. Деятельность ганчи распределена по секторам: красный сектор отвечает за организацию; синий – за учение; жёлтый - за финансовую сторону дела.

В 1999 году Московской Дзогчен-общиной «Ринчен-линг» был основан первый в России гар (лагерь для буддийских практик). Открытие состоялось в присутствии Намкая Норбу, который провел пятидневный семинар, где собралось более 1000 человек.

В разное время российские Дзогчен-общины посещали и другие видные учителя буддизма - Беру Ченце Ринпоче, Кхенчен Палдэн Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче, Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче и многие другие. Все они были очень рады деятельности российских последователей Намкая Норбу Ринпоче, и с большим уважением отзывались о нем.

На фото: Намкай Норбу Ринпоче на одном из ретритов в России.

Фото: http://kunphenling.ru/

Интервью и другие материалы, посвященные буддизму, опубликованы в журнале "Религия и право" (№ 3, 2008).






также в рубрике ] мы: