О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

"Слово Христианина": Как оценит Европейский суд по правам человека поползновения ограничить права верующих в России?

  версия для печатиотправить ссылку другу
8 Июля 2008
Чувашская христианская миссия «Голос истины» была зарегистрирована еще в 1991 году. Через 6 лет Министерство юстиции Чувашской Республики зарегистрировало изменение ее наименования на Библейский Центр Чувашской Республики, поскольку слово «миссия» чем-то пугало местные власти. Потом 24 ноября 1998 года по настоянию тех же властей согласно с Законом Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» были зарегистрированы изменения и дополнения в Уставе, согласно которым верующие были вынуждены еще раз перерегистрировать свою организацию, полное название которой было изменено на «Библейский Центр Чувашской Республики христиан веры евангельской (пятидесятников)».

В соответствии с его Уставом одной из форм деятельности Центра является создание духовных образовательных учреждений по подготовке служителей церкви, организация и проведение конференций и семинаров, чтение лекций. Продолжая свою законную уставную деятельность, Библейский Центр создал Воскресную школу и Средне-Волжский Библейский колледж, как свои структурные подразделения, поэтому и не регистрировал их в качестве юридических лиц.

В штатное расписание Центра в разное время были включены штатные единицы директора, заместителя директора (казначея-кассира), секретаря-инструктора отдела кадров, руководителя хора, преподавателя колледжа, повара, водителя.

В Библейском колледже продолжалась подготовка священнослужителей, пастырей, евангелистов-проповедников, евангелистов-миссионеров, учителей детских воскресных школ, регентов, библейских сурдопереводчиков, руководителей молодежи. Курсанты изучали богословие, экзегетику, гомилетику, историю христианства, обзор священных Писаний, теорию музыки, хоровое дирижирование, регентское служение, работу с хором, преподавание в воскресной школе, апологетику, историю Братства христиан веры евангельской (ОЦХВЕ стран СНГ и Балтии), евангелизм-ученичество, культы и оккультизм, меморизацию, основы педагогики и воспитания детей.

Как видим, абсолютно ничего экстремистского, террористического или изуверского, чтобы могло принести какой-либо вред людям или государству в стенах Библейского центра не изучалось, да и не могло изучаться.

Занятия в Библейском колледже проходили по установленному распорядку по 8 академических часов, разбитых на 4 пары. Каждый учебный курс длился от 2 до 3 недель. В связи с этим, чисто с формальной стороны можно заметить, что название «Библейский колледж» — скорее более символическое, чем соответствующее действительности. По существу, это не колледж и даже не школа, а Библейские курсы. К сожалению, именно в связи с наименованием появились претензии у стражей закона, хотя они, конечно же, понимали, что за две или три недели учебное заведение, статус которого действительно определяется словом «колледж», окончить невозможно.

По окончании учебных курсов их выпускникам выдавался «Диплом», подтверждающий факт прохождения обучения по определенным дисциплинам. Вполне возможно, что и название этого документа было несколько преувеличено, потому что ему больше соответствовало бы название поскромнее — «Свидетельство». Опять же, этого не могли не понимать те, кто назначен государством следить за соблюдением законов. Поэтому они продолжительное время особенно и не беспокоили верующих, зная, что их деятельность приносит людям и государству только пользу, ибо способствует воспитанию высокоморальных и законопослушных граждан.

По-видимому, служители закона также четко понимали, что созданная при Библейском Центре воскресная школа, является, по существу, только детским христианским кружком, а не настоящим учебным заведением по подобию светских учебных заведений. Под словосочетанием «воскресная школа» подразумевались занятия с детьми в этом кружке, пока их родители принимали участие в собрании для прихожан поместной церкви христиан веры евангельской. Это была форма коллективной самоорганизации. Плата за посещение кружка «Воскресной школы», конечно же, не взималась.

Еще раз подчеркнем, что никаких проблем на протяжении всего существования упомянутых выше колледжа и воскресной школы с представителями государства никогда не возникало. За это время курсы христианского усовершенствования успешно окончили около пятисот христиан. И никто из них, кстати, не был замечен в каких-либо симпатиях к экстремизму. И вдруг в апреле 2007 года, как гром из ясного неба, в Библейский Центр с проверкой нагрянули сотрудники прокуратуры города Новочебоксарска. Неожиданно, без предупреждения появившиеся сотрудники прокуратуры сообщили, что они получили задание проверить нет ли в Библейском Центре (здесь же и проходили занятия колледжа и воскресной школы) какой-то экстремистской литературы. Христиане доверчиво открыли им и комнаты, и сейф, и шкафы с христианской литературой, хотя потом увидели, что проверка скорее напоминала самый настоящий тщательных обыск.

На следующий день, как рассказал нам руководитель кружка «Воскресная школа» Андрей Никитин, два сотрудника прокуратуры привели с собой еще четверых помощников-экспертов, «специалистов по литературе», как они их отрекомендовали. Все книги были перелистаны, а кроме книг — все отчеты и другие документы. Кроме того, сотрудники прокуратуры сфотографировали помещения, проверили паспорта и допросили учащихся, а потом часть документов изъяли.

Проверяющие, не нашедшие никакой экстремистской литературы, сразу же как-то потеряли к ней всякий интерес. Теперь их больше интересовало, кто финансирует деятельность Центра, колледжа и школы. Им почему-то не вкладывалось в головы, что все осуществляется на добровольные пожертвования христиан ради спасения грешников, к чему призывает Господь.

Никаких правонарушений ни прокуратура, ни «литературоведы» не обнаружили, но на этом запланированный «наезд» на христиан веры евангельской не прекратился. Дальше события развивались по накатанной схеме. После прокуратуры нагрянула инспекция Отделения государственного пожарного надзора города Новочебоксарска, которая после тщательного обследования установила три нарушения противопожарного законодательства, которые, впрочем, можно установить почти во всех существующих учреждениях: на окнах установлены «глухие» металлические решетки, т.е. такие, которые не открываются; не установлена автоматическая пожарная сигнализация с дымовыми датчиками; отсутствуют знаки пожарной безопасности.

После пожарников прибыли представители территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в городе Новочебоксарске. Они, конечно же, тоже установили ряд нарушений: каждый обучающийся не обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха, потому что используются самодельные скамейки; стены помещения оклеены обоями, что препятствует уборке влажным способом; на полу лежит линолеум без уплотненной основы; на подоконнике расставлены цветы; санитарные узлы не оборудованы кабинами с дверями без запоров, отсутствует комната личной гигиены для девушек; для персонала не выделен отдельный санитарный узел; не представлены программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований; организация и рацион питания обучающихся не согласованы с Роспотребнадзором…

Больше чиновники не нашли поводов для бюрократических изысканий, хотя, заметим, что подобные претензии можно предъявить любому светскому учебному заведению. Обычно, в таких случаях, чиновники дают предписание с требованием устранить замеченные ими недостатки за определенное время, но в этом случае они немедленно направили иски в суды.

10 июля 2007 года Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики признал виновным руководителя Библейского Центра А. А. Сапожникова в совершении административного правонарушения в том, что допустил осуществление Центром образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии). Ему было назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в сумме 10 тыс. рублей. Суд также признал Библейский Центр виновным в совершении административного правонарушения и нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и назначил наказание в виде предупреждения.

Заметьте, что суд одновременно наказал и Библейский Центр, и его руководителя. Верховный Суд Чувашской Республики оставил решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики без изменений, а жалобу Библейского Центра — без удовлетворения.

Иск прокурора о ликвидации Библейского Центра в связи с тем, что дела о ликвидации местных религиозных организаций подсудны судам субъекта Российской Федерации, был передан Новочебоксарским городским судом Верховному Суду Чувашской Республики. В качестве основания иска прокурор указал на то, что будто бы, «осуществляемая Средне-Волжским Библейским колледжем и воскресной школой образовательная деятельность без специального разрешения, является незаконной…», а «осуществление образовательной деятельности Центром в созданных им воскресной школе и Средне-Волжском Библейском колледже нарушает права неопределённого круга лиц на обучение в условиях, гарантирующих охрану, укрепление здоровья и исключающих неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность…»

Представители Библейского Центра иск не признали на том основании, что деятельность Центра не попадает под определение образовательной деятельности, потому что в соответствии с Законом Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года обучение религии и религиозное воспитание своих последователей является неотъемлемой частью деятельности любого религиозного объединения. При этом они напомнили, что закон не регламентирует формы данного обучения, допуская его проведение в формах проповедей, бесед, семинаров, лекций и т.п. Ссылаясь на эти нормы действующего законодательства, представители Библейского Центра доказывали, что обучение своих последователей религии, не являющееся профессиональным религиозным образованием, лицензированию, как в государственных учреждениях, не подлежит, потому что в России церкви отделены от государства.

Кроме того, представители Библейского Центра сообщили суду, что, по их мнению, все недоразумения возникли в связи с разным толкованием терминологии, в частности терминов «колледж», «диплом», наименовании предметов и разделов курсов, что уже устранено введением в действие разработанного Библейским Центром Положения о лекционном и семинарском обучении. В этом Положении указывается, что целью обучения в Центре является распространение веры по вероучению христиан веры евангельской и оказание помощи священнослужителям в их душепопечительском, проповедническом и певческом служении, а также обмен опытом служения. Наименование системы лекционного и семинарского обучения словом «колледж» исключено, как и название документа о прохождении курсов словом «диплом».

Уточнены также названия тематических разделов курсов: «Основы педагогики и воспитания детей» — на «Основы христианской педагогики и воспитания детей»; «Теория музыки» и «Хоровое дирижирование» — на «Особенности духовной музыки и церковного песнопения».

Библейский центр обязался неукоснительно придерживаться рекомендаций правовой службы Централизованной религиозной организации Российской Ассоциации Миссий христиан веры евангельской и сотрудников Министерства образования Чувашской Республики.

В ходе судебного заседания представитель Библейского Центра А.А. Сапожников спросил прокурора А. И. Фролова, почему прокуратура сразу направила иск в суд, не предоставив времени для устранения нарушений, вызвавших замечания, прокурор ответил: «Полномочия, которыми мы наделены, позволяют нам это сделать».

Всё прояснилось, когда на вопрос судьи о том, кто инициировал проверки, прокурор ответил, что инициировала их Федеративная служба безопасности (ФСБ)… Вот откуда с самого начала чувствовался «кагэбистский стиль» скоропостижной фабрикации дела против христиан веры евангельской. Неужели у службы только название изменилось? Неужели остались рудименты антидемократизма и желания с наслаждением подавлять и запрещать инакомыслие? А, казалось бы, что возвращение к многострадальному тоталитарному прошлому после обнародования информации о многочисленных злодеяниях НКВД, а потом и КГБ уже никогда просто невозможно…

3 августа 2007 года Верховный суд Чувашской Республики вынес решение о ликвидации религиозной организации «Библейский Центр Чувашской Республики христиан веры евангельской (пятидесятников)» и исключении её из «Единого государственного реестра юридических лиц».

Библейский Центр подал кассационную жалобу на решение Верховного суда Чувашской Республики, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку посчитал обучение религии профессиональным образованием, подлежащим лицензированию.

16 октября 2007 года Верховный суд Российской Федерации оставил решение нижестоящего суда без изменения, повторив предыдущие доводы да ещё и добавив следующее: «Определение образования, приведённое в преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании», на котором основывает свои возражения кассатор, дано для целей, предусмотренных данным Законом, и, следовательно, носит ограниченный, а не универсальный характер. Оно не может применяться для толкования понятия образования, осуществляемого вне рамок и с нарушением требований Закона РФ «Об образовании». Представленное в судебном решении понимание образования соответствует правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой образование рассматривается как непрерывный процесс обучения».

Похоже на то, что это дело носит заказной характер, и его судебный исход был заранее предопределён. Суды, по-видимому, даже не собирались учитывать относящееся к делу национальное законодательство. К примеру Конституция Российской Федерации провозглашает: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14), «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст.28), «Каждый имеет право на объединение» (ст.30).

Гражданский кодекс Российской Федерации чётко указывает: «Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей её уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренным настоящим Кодексом (ст.61).

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» гарантирует: «Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения» (ст.5).

Статья 14 этого же закона указывает, что религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям). Никакой другой деятельностью Библейский Центр, кроме уставной не занимался.

Известный московский адвокат Павел Мозер и адвокат Славянского правового центра в городе Москва Владимир Ряховский считают, что то, что Библейский Центр учёл все замечания проверяющих ещё до рассмотрения дела в судах и устранил все противоречия и несоответствия с действующим законодательством, доказывало отсутствие необходимости лицензирования обучения в Библейском Центре и любого судебного разбирательства по этому поводу, тем более, что религиозные объединения по закону, как уже тут упоминалось, отделены от государства.

Законом РФ «О свободе совести…» ясно установлено, что обучение религии и религиозное воспитание своих последователей является одним из трёх признаков религиозного объединения. Другими словами, без обучения религии организация не может считаться религиозной. Таким образом, обучение религии для религиозной организации является краеугольным положением, одновременно и правом, и обязанностью.

Следует заметить, что в данном случае речь не идёт о преподавании в общеобразовательных учреждениях с целью обращения других лиц в свою веру.

Формы религиозного обучения своих последователей не могут быть регламентированы и не регламентируются законодательством. Они могут проводиться в форме проповеди, беседы, семинаров, лекций и т.п. Для обучения религии в этом понимании, которое даётся в ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод и в ст. 6 Закона РФ «О свободе совести…» не требуется каких-либо специальных помещений или приспособлений, потому что их можно осуществлять даже под открытым небом. Ни Библейский Центр, ни созданные им «колледж» и «воскресная школа» никогда не являлись образовательными профессиональными учреждениями в светском понимании, поэтому и выдвигать к ним требования как к светским образовательным профессиональным учреждениям абсолютно не допустимо.

Верховный Суд Российской Федерации, который не восстановил справедливость, ибо оставил несправедливые решения нижестоящих судов относительно Библейского Центра без изменений, сам подсказал потерпевшим их дальнейшие действия, сославшись на правовую позицию Европейского Суда по правам человека. Именно в этот суд и обратился в поисках справедливости ликвидированный властьпредержащими Библейский Центр Чувашской Республики христиан веры евангельской (пятидесятников) с жалобой о нарушении ст. 9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод, в которой провозглашено: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов», а также нарушении некоторых других статей этой Конвенции.

Будем в молитвах просить у Господа защиты от посягательств на права верующих. Пусть Он пошлёт мудрость и сочувствие судьям Европейского суда по правам человека для возобновления справедливости по отношению к нашим верующим братьям и сёстрам в России, а сотрудникам Библейского Центра Чувашской Республики — стойкости, мужества в уповании на Господа. Мы поддерживаем их справедливые требования.

Василий Трофименко,
журнал «Слово Христианина», №2-2008.







также в рубрике ] мы: