27 Декабря 2007
С печалью прочли мы обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида от 6 (19) ноября 2007 года. Речь в нем идет о поклонении Терновому венцу Спасителя и о выступлении Святейшего Патриарха Алексия, которые имели место в Соборе Парижской Богоматери.
В тексте владыки Диомида говорится следующее: "Святейший Патриарх, участвуя в подобного рода экуменических контактах, не лишает ли тем самым себя благодати, делая Русскую Православную Церковь обезглавленной"? Говорится в обращении и о неких шагах, "направленных на достижение новой унии с католицизмом". Его Святейшеству бросаются обвинения в "публичном отступлении от церковных канонов и правил", после чего говорится: "Ваше Святейшество, куда мы идем? Господь ждет Вашего покаяния и обращения"!
Мы не считаем вполне правильным обсуждение внутрицерковных вопросов через рассылку открытых писем. Но, поскольку обращение епископа Диомида было открытым и сейчас активно обсуждается, мы сочли уместным также открыто ответить на него.
Упомянутый текст появился уже после того, как Церковь официально заявила, что никакого совместного служения и совместных молитв с католиками в Париже не было. Это же было видно и из лучших, грамотных репортажей прессы. Раздельно прошли чисто католическая служба и чисто православная. Точно так же вот уже несколько веков проходят чередующиеся друг за другом службы православных и инославных в Храме Гроба Господня в Иерусалиме каждую Великую Субботу.
Поэтому всякий, заявляющий о том, что Московский Патриарх сослужил вместе с католиками в Париже, либо сознательно говорит неправду, либо находится под влиянием чужой сознательной неправды. Что же касается вопроса о том, могут ли сами по себе контакты Предстоятеля с инославными лишать его благодати и делать Церковь обезглавленной - пусть владыка Диомид ответит, стала ли Русская Церковь "обезглавленной", когда святой патриарх Тихон контактировал с протестантами или когда святитель Алексий Московский контактировал с язычниками-ордынцами? Лишил ли себя благодати апостол Павел, регулярно контактировавший с язычниками и иудеями?
Если бы православные христиане никогда не вступали в контакт с людьми, отличающимися от них по вере, не пришли бы к истине Христовой миллионы людей. Не было бы и самой Православной Руси - ведь послов князя Владимира, язычников, просто не пустили бы в Святую Софию!
Если католики встречают Святейшего Патриарха по своим правилам, высказывая уважение к нему и к Русской Церкви, это вряд ли можно считать оскорблением Православия. Неужели, придя в Собор Парижской Богоматери, мы должны были выгнать оттуда католиков, лишив их возможности увидеть православное богослужение и услышать Святейшего? Кстати, десятки их молятся каждый день перед Владимирской иконой Божией Матери, подаренной нашим Патриархом и помещенной в соборе на почетное место. Неужели и это мы должны воспринимать как нечто недолжное?
А что касается публичного нарушения канонов, то среди них есть 34 правило святых апостолов: "Епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего не творити особого без его рассуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих". Не считает ли епископ Диомид, что публикация им обращения ко всем чадам Русской Православной Церкви, произошедшая без предварительного рассуждения с Патриархом, является прямым и недвусмысленным попранием вышеуказанного канона? И не считает ли он в связи с этим, что Господь ждет его покаяния и обращения? И что бы он, доставив столько боли Святейшему и тем, кто его любит и уважает, ответил бы, если бы его стали беззаконно "обличать" собственные клирики? Вполне естественно было бы ожидать от человека, который ратует за соблюдение канонов, прежде всего строгости в этом смысле к самому себе.
Самый же главный вопрос таков: что будет с нашей Церковью, если каждый станет обвинять другого в отступлении от веры, делая это без надлежащего канонического суда, заочно, в резком тоне, апеллируя прежде всего к пользователям Интернета? Если мы объявим "обезглавленными" сначала церковную полноту, потом епархии, потом приходы? Убеждены: в этом случае Церковь окажется в опасности, и ее недруги возрадуются. Расколоть и разделить нас - их единственная надежда в борьбе против Бога. Не будем же доставлять им такой "радости". Вспомним слова Священного Писания: "Берегитесь закваски фарисейской" (Мф. 16, 6); "все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 16, 14).
25 декабря 2007 г.
Источник: "Интерфакс-Религия"