30 Ноября 2007
Представители Саранской и Мордовской епархии РПЦ МП угрожают прихожанам Покровской церкви села Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия уголовным преследованием за сопротивление недавно назначенному настоятелю прихода отцу Алексию Рыбкину, которого миряне не хотели пускать в храм. Об этом в интервью пресс-службе Славянского правового центра заявил иеромонах Евсевий (Машков), который был в октябре этого года смещен главой епархии архиепископом Варсонофием с поста настоятеля Покровского храма.
Епархия, по словам отца Евсевия, пытается с помощью милиции и органов прокуратуры добиться своей цели, а поэтому ищет зачинщика среди мирян, против которого можно возбудить уголовное дело. Как отметил отец Евсевий, «именно на народ хотят свалить вину за инцидент вокруг ночного захвата храма, чтобы затем объявить кого-то виноватым». В частности, представители епархии хотят возбудить дело о покушении на жизнь отца Алексия Рыбкина, на которого якобы напали девушки-певчие, а затем верующие вырвали из рук документы и печать.
Как отмечается в обращении, переданном прихожанами Покровской церкви Славянскому правовому центру, отца Алексия Рыбкина, который был всем известен, так как служил в селе Анаево того же Зубово-Полянского района, верующие сразу не приняли. Его первое посещение Вадово-Селищ 20 октября прихожане описывают следующим образом: «приехал в нетрезвом состоянии, ворвался в дом, где находился певчий персонал женского пола, без звонка и разрешения. На требование певчих освободить помещение, он отказался. На грубое его поведение собрался народ (все село Вадово-Селищи с представителями Промзина и Подлясова). Как его не уговаривали и не убеждали из помещения он не выходил. Народ вынужден был вытащить из помещения этого дебошира силой. После чего не уходил с территории дома. Пока он находился там, угрожал прихожанам, а селам гибелью». Особенное возмущение прихода, по словам прихожан, вызвало то, что отец Алексий, пока служил в селе Анаево «растаскивал храмовое имущество» и продал дореволюционные колокола, сохраненные жителями Анаева. По словам прихожан Вадово-Селищ, «мы не хотим разорения нашему храму, который с таким трудом восстанавливается благодаря отцу Евсевию».
После назначения в 2004 году настоятелем храма иеромонаха Евсевия (Машкова) был восстановлен Покровский храм и многократно увеличился сам приход. Церковь в Вадово-Селищах стали посещать жители окрестных сел – Подлясово, Промзино, поселков Заря и Од Веле.
Сам иеромонах Евсевий (Машков) подчеркнул в интервью пресс-службе Славянского правового центра, что благочинному Зубово-Полянского района протоиерею Сергию Позорову изначально не нравилась независимость отца Евсевия, а главное, что к нему в храм стали приходить люди из окрестных сел, где формально существуют приходы епархии. Благочинный, по словам отца Евсевия, потребовал, чтобы он не принимал мирян из других сел, но отец Евсевий отказался выполнить требование отца Сергия. Благочинный же обещал отправить отца Евсевия в монастырь.
Последней каплей для представителей саранской епархии РПЦ МП стало то, что иеромонах Евсевий (Машков) открыто объявил, что является сторонником идей епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Епископ Диомид стал известен целым рядом писем, в которых призывал священноначалие РПЦ МП отказаться от экуменических контактов и покаяться в сергианстве, в преступной связи Церкви с советской властью, и отказаться от слияния с государством в настоящее время. Как подчеркнул иеромонах Евсевий, по его мнению, апостольская православная вера была также нарушена 3 октября этого года, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи и клирики Московского Патриархата, молились вместе с католическим архиепископом Парижа Андре Вен-Труа XXIII, рядом иерархов и священнослужителей католической церкви в соборе Парижской Богоматери.
На фоне предшествующего противостояния с представителями Саранской епархии иеромонах Евсевий в начале октября принял решение не поминать за богослужением патриарха Алексия II и архиепископа Варсонофия, в чем его также поддержали прихожане. После этого отец Евсевий был отправлен за штат. По словам иеромонаха Евсевия, он подчинился приказу архиепископа Варсонофия, в настоящее время он не служит в Покровском храме, а верующие собираются для молебнов и молитв в доме, где отец Евсевий живет в Вадовских Селищах. Однако прихожане (в приходе более 500 человек) решили отстаивать свои права на то, чтобы иметь своего настоятеля в храме, который они сами восстанавливали из руин. Угрозы со стороны представителей Саранской епархии РПЦ МП, назначение настоятелем отца Алексия Рыбкина, который известен тем, что «на руку не чист», по словам отца Евсевия, заставило народ выступить категорически против действий епархии.
Напомним, что в обращении, переданном прихожанами Покровской церкви Вадовских Селищ Славянскому правовому центру, отмечалось, что сотрудники милиции и прокуратуры вместе с представителями Саранской епархии РПЦ МП силой захватили Покровскую церковь, взломав дверь и разогнав толпу прихожан, которые защищали свой храм. Инцидент произошел в ночь с 12 на 13 ноября из-за того, что прихожане Покровской церкви не захотели принимать вновь назначенного настоятеля церкви иерея Алексия Рыбкина, поскольку считают его недостойным священником. Главное требование прихожан к епархиальному начальству состоит в том, чтобы им оставили в качестве настоятеля иеромонаха Евсевия (Машкова). После публикаций материалов о конфликте в Вадовских Селищах управляющий Саранской и Мордовской епархией архиепископ Варсонофий обвинил священника из села Вадовские Селищи (Вадово-Селищи) иеромонаха Евсевия (Машкова) в стремлении создать собственную секту. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), в интервью Интернет-порталу «Религия и СМИ» подчеркнул: «Мною он отправлен за штат до вразумления и покаяния. Он перестал поминать за литургией и меня, и патриарха, искажает молитвы за богослужением. Я присылаю в село нового клирика, а он не отдает ключи от храма, хотя здание церкви по закону принадлежит не ему, а епархии».
С просьбой защитить от произвола местного духовенства и восстановить отца Евсевия в должности настоятеля Покровского храма жители Вадово-Селищ и окрестных сел обратились с письмом к архиепископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию, а также к прокурору Республики Мордовия, Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину, в редакцию газеты «Комсомольская правда» и в Славянский правовой центр (всего 403 подписи на 16 страницах).
Ссылки по теме:
Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий обвинил священника из села Вадовские Селищи в создании собственной секты
Милиция и прокуратура разогнали толпу верующих и захватили церковь в Республике Мордовия из-за отказа прихожан подчиняться епархиальному начальству