6 Сентября 2007
Пензенскую область посетил сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Васильевич Пчелинцев, - сообщает специально для Христианского Мегапортала invictory.org пресс-служба служения “Живая Вера”. В ходе своего визита он дал интервью руководителю пресс-службы Сергею Строкову. Ниже приводим текст интервью.
Сергей Строков:
Анатолий Васильевич, задам первый свой вопрос. В России мы имеем чуть более 15 лет, относительно религиозной свободы, когда религиозные организации не преследуются, и имеют возможность осуществлять свою деятельность. В этом году 10 лет закону о свободе совести среди религиозных объединениях. Что-то изменилось за эти годы в законодательстве?
Анатолий Пчелинцев:
Я должен сказать, что радикальных изменений не было. Не смотря на то, что закон 97-го года вызвал достаточно обширный резонанс не только в России, но и во всем мире, но тем не менее на практике его удалось с нивелировать, более того конституционный суд российской федерации четыре раза обращался к этому закону и дал конституационно-правовое толкование многим нормам этого закона. Поэтому сегодня правоприменительная практика – она уже сложилась, она не конфликтная.
Если конфликты возникают на религиозной почве, то они не связаны с реализацией закона, как правило, но с недопониманием, либо законодательства, либо каким-то предвзятым отношением к другим конфессиям.
Строков:
В последнее время шла работа над внесением поправок в этот закон, и Вы принимали непосредственное участие в этой работе. Хотелось бы узнать о результатах.
Пчелинцев:
Ну, работа над законодательством идет постоянно. Последние попытки внести дополнение и изменения в закон, с моей точки зрения были не продуманы и неудачны. В частности это известная попытка ограничить миссионерскую деятельность в Российской федерации. Весьма странные попытки. Почему? Потому что, даже открыв конституцию мы увидим, что статья 28-я гарантирует распространение религиозных убеждений. С точки зрения христианина, распространение это ничто иное, как евангелизация, то есть миссионерская деятельность.
И ограничить миссионерскую деятельность – это ограничить миссионерскую деятельность всех конфессий, и кстати Русская православная Церковь была категорически против таких поправок.
Но сейчас такие попытки оставлены в плане ограничении я миссионерской деятельности. Я думаю, что в ближайшее время будут внесены изменения в федеральный закон о свободе совести, поправки, которая касается проведения государственно-религиоведческой экспертизы. Потому что сегодня возникают много вопросов в правоприменительной практике у государственных чиновников, относить ту или иную организацию к религиозной, или это некоммерческая, благотворительная организация.
Ну что б далеко за примером не ходить, приведу пример. Вот есть церковь сайентологии. В России зафиксировано 2 общины, в других регионах как религиозную общину их не признают. И у чиновников, и у ученых, и у обывателей возникают вопросы: “Это религиозная организация или не религиозная?”. Поскольку их не регистрируют как религиозные, возникают Центры дианетики, центры Хаббарда, их свыше трех от зарегистрированных в России. Все-таки, с точки зрения государства, надо однажды ответить на этот вопрос. Если это религиозная организация - то давайте дадим ей статус повсеместный, как религиозной организации, и не будем дискриминировать многочисленными судебными процессами, например, в Европейском суде идут дела. Если не религиозные - то тогда тоже будет ясно и для самой организации, какой ей статус иметь.
То есть не надо конфликты искусственно создавать, экспертизу такую надо проводить. Вот если изменения будут принесены в проведение государственно-религиоведческой экспертизы не только на стадии регистрации, но и в процессе деятельности организации - вот в этом смысл поправки, которую предполагается внести.
Строков:
Еще хочу задать вопрос о концепциях. Звучало несколько концепций государственно-церковных взаимоотношений. Среди них именно звучали мнения о традиционных и не традиционных религиозных организациях. Как сейчас с этим обстоит вопрос?
Пчелинцев:
Очень хороший вопрос. Он никак не обстоит (смеется). Так перманентно обсуждается. Дело в том, что в законодательстве нет такого понятия “нетрадиционная религия”. Я задам вам встречный вопрос: “А кого относить к такой религии?” Первое, что приходит на ум - Русскую православную церковь. Но тогда, а где язычники, которые более традиционные, а если с точки зрения истории – где старообрядцы? Вопрос большой. Если мы возьмем в качестве критерия не исторический промежуток времени, а количественные показатели, то скажем в РПЦ - она самая крупная.
К числу традиционных у нас относят иудеев - у нас 300 общин зарегистрировано, но у нас 5000 протестантских общин зарегистрировано, но их почему-то не все относят к традиционным. То есть, тут масса проблем возникают.
С моей точки зрения надо четко придерживается конституционного принципа равенства религиозных объединений перед законом, который гарантирован статьей 14 Конституции, и не городить здесь огород. “Традиционная – нетрадиционная”: мы все равно так будем говорить на бытовом уровне, но в законодательство такую смуту не надо вводить. Это ни к чему хорошему не приведет.
Принцип правового равенства должен соблюдаться.
Строков:
По мониторингу, 10 лет назад, случаи когда, ну совершались какие-то неправомерные действия к религиозным организациям или же использования какого-то административного ресурса в этом были достаточно часты. Сейчас эта ситуация как-то изменилась к лучшему?
Пчелинцев:
К счастью ситуация поменялась потому что, все таки растет уровень правовой культуры, религиоведческой, вот эта шелуха, налет, эмоции – все это уже потихонечку отходит. Люди начинают понимать, кто есть кто, и кто что исповедует. Все-таки Россия традиционно является многоконфессиональным государством. Нельзя жить в стеклянном доме и бросаться камнями – это опасно. Конфликты на религиозной почве очень болезненны, они имеют всякие последствия нехорошие и т.д. Здесь и разъяснительная работа я должен сказать и государственных органов, и некоммерческих организаций, в том числе.
И без ложной скромности скажу, наша работа, Славянского правового центра, Института религии и права, просветительская работа: журналы, книги, которые мы издаем, все это работает. И люди начинают понимать. Те организации, на которые 15 лет назад были покушения, поджоги, сегодня люди уже поняли, что достаточно такие респектабельные, как правило, протестантские конфессии, они делают много хороших вещей. Люди начинают видеть и даже тогда, когда появляется экстремисты от религии, так называемые сектоведы, которые себя называют себя сектоведами, которые пытаются провоцировать по сути конфликты на религиозной почве, люди уже к этому очень критически относятся. Потому что они видят, кто есть кто на самом деле.
Строков:
Вы сказали о необходимости учиться, и, как вам кажется, научились ли за это время представители религиозных организаций, более терпимей и уважительней относится друг к другу?
Пчелинцев:
Может быть не в достаточной степени, к сожалению. Скажем среди протестантских священнослужителей я сегодня вижу огромное количество молодых священнослужителей, которые учатся в светских учебных заведениях. Они получают не просто высшее образование, они защищают диссертации, они очень открыты для диалога. Среди православных священников, правда некоторых, я вижу агрессию.
Они заражены вот этой бациллой нетерпимости к представителям других конфессий, других национальностей.
Есть такая категория людей. Я не скажу, что их много, но они есть. Вот сними, кончено, надо работать.
Строков:
С другой стороны и евангелиевским верующим, ну как мне видится, нужно учиться уважать определенную традицию и культуру.
Пчелинцев:
Безусловно, это даже не обсуждается. Я думаю, поскольку мы живем в одном доме, название которому “Россия”, мы должны относиться друг к другу по-братски и в горестях, и в радостях. Вот меня, например, радует во многих регионах, во многих субъектах федерации очень хорошие деловое отношение между протестантами и католиками, и православными. Ну, понимаете, эти отношения даже не заметны со стороны. Какие-то праздники, взаимно посещают друг друга. Это в глаза не бросается, но это нормальные, теплые братские отношения.
Кстати, в Пензенской области, где мы сейчас находимся, очень хорошие отношения, но это благодаря и работе в том числе и администрации области в значительной степени, но между конфессиями прекрасные отношения и никаких конфликтов нет.
В других регионах и бывает ситуация похуже, но в целом все-таки я вижу, что в последние годы выстраиваются ровные, стабильные отношения, меня это радует.
Источник: Христианский Мегапортал invictory.org
Ссылки по теме:
В Пензе прошла встреча христиан разных конфессий