3 Августа 2007
Вслед за Московским отделением "Армии Спасения" и другими религиозными организациями Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге поддержал Церковь евангельских христиан "Благодать Христова", которая действует в г. Чехове Московской области, в лице ее пастора Петра Баранкевича. В отличие от "Армии Спасения", которая добивается регистрации своего столичного отделения, чеховская церковь требовала признать незаконность того, что местные власти отказывают верующим в проведении публичных богослужений фактически на основании того, что евангельские христиане представляют собой религиозное меньшинство. Если последователи "Армии Спасения" надеются быть зарегистрированными в Москве и продолжить свою социальную деятельность, то положение протестантов города Чехова на практике никак не изменится.
Решение ЕСПЧ в пользу Петра Баранкевича можно считать попыткой осудить наглость и бесцеремонность чиновников городской администрации Чехова. О том, насколько дикой и непредставимой в Европе является ситуация в подмосковном городе, говорят обстоятельства этого дела. В адрес пастора Петра Баранкевича с конца 1990-х годов поступали угрозы с тем, чтобы он прекратил свою евангелизационную деятельность. В чеховских газетах появлялись статьи "Осторожно, секта!". А в ночь с 17 на 18 апреля 2001 года неизвестными лицами было сожжено здание церкви "Благодать Христова". Это здание было частным домом, в котором с 1966 года собирались евангельские христиане города. Его обгоревшие руины до сих пор можно увидеть в Чехове.
В большинстве случаев выступления и преступления против неправославных христиан оказываются ненаказуемыми происками неизвестных "злых сил". Так оказалось и в самом Чехове. Власть в лице администрации района лишь способствовала тому, что верующим запретили арендовать помещение в городском театре и запретили проводить публичные богослужения на улице.
Подобные действия чиновников вполне сочетаются с их публичной православностью. Руководители района и области регулярно участвуют, к примеру, в праздновании престольного праздника соборного храма Всемилостивого Спаса Вознесенской Давидовой пустыни (14 августа). За помощь в восстановлении обители представители Чеховского района награждены медалями и церковными грамотами. В 2003 году управление образования администрации Чеховского района и Чеховский церковный округМосковскойепархииРусской православной церкви подписали соглашениеосотрудничестве, после чего в школах был повсеместно введен предмет "Основы православной культуры". В том же году Г.М. Недосека, бывший главой администрации до 2005 года, был награжден орденом преп. Сергия Радонежского III степени. По такому же ордену получили егозаместитель С.В. Юдин, командир войсковой части генерал-майор А.Г. Фасахов, начальник ГИБДД района полковник милиции С.А. Тришин и т.д. По словам Г. Недосеки, высказанным им в очерке о православии на сайте администрации, "Роль Православной церкви в развитии нашей великой Державы Российской сегодня очень велика. На примере Чеховского района мы ныне видим единение Церкви и администрации района в деле, которое дает благо району и людям… сотрудничество между Чеховским благочинническим округом и администрацией района не только продолжается, но и крепнет, набирает силы". На интернет-сайте администрации есть также призывы помочь в постройке храмов РПЦ, которые сопровождаются следующими объяснениями: "В настоящее время активную деятельность в поселке ведут секты протестантского толка. В летнее время проходят регулярные съезды баптистов, приезжающих из городов России и стран зарубежья, собирающие до десяти тысяч человек. В целях противостояния этой деятельности необходимо строительство православного храма". Сейчас дело Недосеки продолжает его бывший заместитель и нынешний глава района Анатолий Чибесков.
В такой атмосфере и началось противостояние церкви "Благодать Христа" и районных чиновников. 9 сентября 2002 года Петр Баранкевич, учитывая, что более года у верующих уже не было здания, обратился в администрацию за разрешением на проведение публичного богослужения. Однако заместитель главы администрации отказал в разрешении и со злой иронией рекомендовал пастору проводить службы и другие религиозные обряды по юридическому адресу церкви или в других помещениях, находящихся в собственности или пользовании членов церкви.
Петр Баранкевич обжаловал решение администрации, но в октябре 2002 года Чеховский городской суд Московской области отклонил жалобу. В решении этого суда говорилось: "Обжалуемый отказ является законным, поскольку он оправдан. Поскольку церковь евангельских христиан исповедует религию, отличную от религии, исповедуемой большинством населения данной местности, и с учетом того, что в Чеховском районе действует более 20 религиозных организаций различных конфессий, проведение одной из них публичного богослужения в общественном месте может привести к… недовольству лиц, принадлежащих к другой конфессии, и к общественным беспорядкам". Московский областной суд в ноябре 2002 года оставил вердикт городского суда и решение Чеховской администрации в силе.
За дело Баранкевича изначально взялся адвокат Сергей Сычев. Активное участие в этом деле приняли адвокаты Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский. В результате уже в 2005 году ЕСПЧ принял решение о приемлемости жалобы чеховского пастора. А 26 июля 2007 года Страсбургский суд признал, что в данном случае имело место нарушение ст. 11 Конвенции о защите прав человека (свобода собраний и ассоциаций), рассмотренной в свете ст. 9 Конвенции (свобода мысли, совести и религии). Помимо этого, суд присудил заявителю 6 тысяч евро в качестве возмещения морального вреда. Суд отметил в своем решении, что тот факт, что евангельское христианство в Чехове исповедует меньшинство населения, не может служить оправданием для воспрепятствования осуществлению церковью своих прав. Не подлежит сомнению, что собрание, которое планировалось заявителем, носит мирный характер. Даже если и была какая-либо угроза выступлений против церкви, говорится в решении Европейского суда, то у администрации Чехова был большой выбор мер, которые бы облегчили проведение собрания безо всяких помех. Таким образом, суд решил, что запрет на проведение публичного богослужения не является необходимым и допустимым в демократическом обществе.
Юристы довольно скептически оценивают последствия этого решения, признавая скорее его теоретическую ценность. Как отметил в интервью "Порталу-Credo.Ru" адвокат Сергей Сычев, решение Страсбурга дает хорошее толкование правоприменительной практики европейской Конвенции в России. Конечно, в том случае если чиновники будут читать эту Конвенцию, оговаривается Сычев. Во всяком случае суд напомнил еще раз о том, что наличие религиозного меньшинства не означает наличии права на преследование этого меньшинства и ограничения его в правах. Конкретно для чеховской церкви решение может и не иметь эффекта, так как все зависит от доброй воли властей. По словам Сычева, это решение должно подтолкнуть к принятию поправок в Закон о свободе совести 1997 года, где в п.5 ст.16 говорится о том, что порядок публичных богослужений определяется в порядке установленном для митингов, шествий и демонстраций. Закон о собраниях, митингах и демонстрациях был принят в 2004 году, но в ст.1 отмечается, что порядок проведения религиозных церемоний регулируется Законом о свободе совести. Получается замкнутый круг. Об этом же 31 июля в связи с делом Баранкевича заявил протоиерей Всеволод Чаплин, отметив, что "в любом случае, когда религиозная организация планирует богослужение под открытым небом, она должна учитывать соображения безопасности, мнение местных жителей и так далее…". Из уст православного деятеля-традиционалиста, это означает, что отказ в проведении публичных акций баптистов, пятидесятников, евангельских христиан и т.д. должен выглядеть законно.
Между тем, даже внешняя законность тех или иных решений не отменит того, что произошло. Так, по мнению Славянского правового центра, любые неправовые решения, будут иметь негативные последствия и для самих недобросовестных чиновников, и для имиджа России в мире. Данное решение Европейского суда, как и решение по Московскому отделению Армии Спасения 2006 года, послужит хорошим уроком для чиновников, которые по тем или иным причинам захотят нарушить конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания.
Тем не менее дело Баранкевича оставляет неприятный печальный осадок. Горечь победы становится еще более явной, если прислушаться к словам самого пастора Петра Ивановича Баранкевича. Как он заявил в беседе с корреспондентом "Портала-Credo.Ru", церковь "Благодать Христова" и лично пастор не будут больше обращаться в городскую администрацию Чехова за тем, чтобы получить разрешение на проведение публичного богослужения. По словам пастора, пусть другие церкви смогут это сделать в результате решения Европейского суда, и это теперь важнее для чеховской общины, чем ее личная судьба. Более того, группа евангельских христиан, которая была официально зарегистрирована в органах юстиции в 1997 году, перестала быть юридическим лицом и снова перешла на положение религиозной группы. Нет смысла, подчеркнул пастор Баранкевич, в Чехове нам быть официальной церковью, так как в качестве группы мы имеем больше свободы, собираемся для служений на квартирах. Администрация, по словам пастора, ни разу не связывалась с общиной, а желания идти к представителям власти уже давно нет. В настоящее время евангельские христиане полагают, что будут поступать так, как их поведет Господь – евангелизации пока остались в прошлом.
Нельзя не сказать о том, что российские протестанты, в том числе и Петр Баранкевич, являются носителями уникального для нашей страны патриотизма. Они обладают обостренным чувством справедливости, истины, гражданской и религиозной правды. Как сторонники свободы, они твердо знают, как должно быть на самом деле, и не соглашаются, когда им говорят, что черное это белое. Они, как правило, не испытывают излишнего пиетета перед светским начальством, а поэтому они и не боятся сказать о том, что наглый недобросовестный чиновник – это зло. Из этого же следует и еще одно качество протестантского патриотизма – он не отождествляет власть, ее чиновников, все эти вертикали, администрации и округа, с Россией. Однако существует одно чисто российское качество этого патриотизма – доказывая, в том числе и решениями Страсбургского суда, что Россия – страна с европейской культурой и представлениями о свободе, они уже не просят претворения этой правды в жизни.
Роман Лункин.
Источник: "Портал-Credo.Ru"