30 Ноября 2006
В России наступил кризис законодательства в области соблюдения прав свободы совести и вероисповедания, а на федеральном уровне продолжает формироваться антиконституционная нормативно-правовая база. Об этом в своей монографии «Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России» (М.: ИД «Юриспруденция», 2007, с. 128) заявили одни из ведущих российских юристов-теоретиков и педагогов Николай Придворов и Елена Тихонова, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Н.А. Придворов – доктор юридических наук, профессор, основоположник общей теории достоинства личности в праве. Е.В, Тихонова – кандидат юридических наук, автор целого ряда работ, в которых затрагивается проблема соблюдения прав и свобод граждан в России.
По мнению авторов книги, Федеральный закон «О свободе совести» в настоящее время регулирует далеко не все общественные отношения в сфере свободы совести требует не только совершенствования, но и создания целого комплекса законодательства, устанавливающего правила отношений в этой области. Фактически, как отмечают Придворов и Тихонова, применительно к России существует лишь два пути: усиление деструктивных тенденций, откат в сторону тоталитаризма либо создание широкой правовой концепции свободы совести, которая бы соответствовала демократическим ценностям и реалиям ХХ I века. Осмыслению должна быть уже в ближайшее время, подчеркивают авторы, подвергнута конфессиональная политика властных структур. Антиконституционность нынешней политики, по мнению Придворова и Тихоновой, выражается в «поддержке государством концепции введения в правовое поле России «традиционности», что по нашему мнению, диктуется «заинтересованными кругами», которые стремятся сформировать антиконституционное, дискриминирующее права граждан законодательство».
Выводы теоретиков права поддержал главный редактор журнала «Религия и право» кандидат юридических наук Анатолий Пчелинцев. В своем предисловии к монографии Пчелинцев заметил, что проблемы свободы совести должны быть переосмыслены в качестве комплексного института в системе российского права. Тогда как сейчас господствуют устаревшие подходы и отсутствует устойчивый понятийный аппарат. Сам институт свободы совести должен быть проанализирован как самостоятельная юридическая категория в контексте глобальных изменений в мире, где отсутствует «абсолютная свобода», подчеркнул Пчелинцев.
Ценность исследования Придворова и Тихоновой, по мнению Анатолия Пчелинцева, заключается и в том, что профессиональные и уважаемые юристы подвергли критическому осмыслению конфессиональную политику российской власти. Авторы на конкретных примерах показали, что эта политика непоследовательна, а в ряде случаев связана с нарушением основных положений Конституции РФ. Рекомендации юристов имеют самое непосредственное практическое применение. Во-первых, Придворов и Тихонова настаивают на формировании правовой доктрины свободы совести и вероисповедания. Во-вторых, заявляют о необходимости внесения изменений в законодательство о свободе совести с целью устранения противоречий, а также регламентации механизма реализации свободы совести. В-третьих, перед юристами стоит задача создания понятийного аппарата, который бы соответствовал Конституции РФ и принципам международного права. Все это должно избавить законодательство от опасности трактовки с узкоконфессиональных или же атеистических позиций.