22 Марта 2007
14 марта 2007 года депутатами Мосгордумы во втором чтении принят проект Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. По сравнению с прежней редакцией кодекса ответственность, которая предусмотрена за «приставание» с целю религиозной агитации не только не исключена, но, наоборот, увеличен штраф – с трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В настоящий момент статья 3.8 проекта кодекса «Приставание к гражданам в общественных местах» гласит: «Нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к гражданам в целях купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, а также в целях гадания, попрошайничества, мужской и женской проституции, религиозной агитации или навязывая иных услуг в общественных местах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда». Это означает, что практически любого уличного проповедника можно будет оштрафовать на сумму от 100 до 500 рублей.
Норма Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, принятого депутатами Мосгордумы в первом чтении 24 мая 2006 года, о наложении штрафа за «приставание к гражданам» в целях религиозной агитации противоречит Конституции РФ, как уже сообщала пресс-служба Славянского правового центра.
Нововведение московских депутатов, по словам юриста Славянского правового центра Сергея Чугунова, противоречит по крайней мере двум статьям Конституции РФ. Так, ст. 28 гарантирует каждому право «иметь и распространять религиозные и иные убеждения», а в ст. 55 отмечается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом в «той мере, в какой это необходимо» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Распространение религиозных убеждений гражданами даже в навязчивой форме не может быть ограничено региональным законом, каковым является проект столичного КоАПа.
Более того, как отметил Сергей Чугунов, непонятно, как будет применяться норма кодекса о «приставании», так как неясно, что такое «приставание» в юридическом смысле и в каких случаях «приставание» нарушает общественный порядок. Между тем, по словам Чугунова, по кодексу получается, что состав правонарушения состоит именно в приставании. Согласно толковому словарю Ожегова, «пристать» к кому-либо значит «приступить к кому-нибудь с назойливыми разговорами, с просьбами (разговорами), с расспросами, или же присоединиться, пойти вслед за кем-нибудь». К примеру, если какой-либо религиозный проповедник подойдёт к тому же сектоведу или сектовед подойдёт к нему, то нескольких слов будет достаточно для того, чтобы обвинить его в «приставании», поднять шум, сдать этого проповедника в милицию и оштрафовать его. Употребляя по существу разговорное выражение «приставание» депутаты Мосгордумы, подчеркнул Чугунов, не позаботились о том, кто и как будет определять момент, когда слова, сказанные проповедником, перерастают в «приставание», за которое налагается административный штраф.