21 Марта 2007
В Якутске под давлением республиканских властей было фактически сорвано проведение Первого христианского фестиваля авторских песен на якутском языке, организацией которого занималась Ассоциация церквей евангельских христиан республики, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. К этому фестивалю, как отметил в интервью пресс-службе СПЦ заместитель руководителя Ассоциации церквей евангельских христиан (АЦЕХ) республики Валентин Никоненко, вся Ассоциация готовилась около полугода. Дело в том, что в рамках АЦЕХ существует 5 национальных церквей, которые располагаются в якутских поселках, где нет русскоязычного населения. Кроме того, все религиозные группы Ассоциации находятся в якутских деревнях, а поэтому христиане-саха составляют значительную часть верующих в АЦЕХ.
Для проведения Первого христианского фестиваля авторских песен на якутском языке был заключен соответствующий договор и было арендовано помещение, а именно Культурный центр Якутского государственного университета (ЯГУ). Мероприятие должно было состояться 18 марта в 17.00, однако 16 марта вечером руководству Ассоциации позвонили из Культурного центра и отказали в аренде. 17 марта ректор ЯГУ А.Н. Алексеев заявил представителям АЦЕХ, что это дело не входит в его компетенцию, а проректор ЯГУ В.И. Васильев сообщил, что договор разорван из-за того, что поступил соответствующий звонок «сверху». Васильев отказался дать ответ Ассоциации в письменном виде.
По словам Валентина Никоненко, после заключения договора на аренду и оплаты аренды, которая была сделана еще 22 февраля, организаторы распространили значительное количество пригласительных. Когда стало известно, что якутские власти сорвали фестиваль, участники фестиваля, преодолевшие не одну сотню километров, уже прибыли в Якутск. 18 марта на дверях Культурного центра ЯГУ было вывешено объявление: «КЦ ЯГУ закрыт по техническим причинам».
В результате фестиваль пришлось проводить в церковном здании, рассчитанном на 100-120 человек. Помещение церкви в Якутске с большим трудов вместило в себя около 200 христиан-саха, которые полгода готовились к выступлению. В основном в фестивале участвовали мелодисты, любители авторской песни и национальных музыкальных инструментов и видов пения. Якуты играли на национальном музыкальном инструменте хомусе и демонстрировали особую манеру пения песен - ассоху. В якутские костюмы участникам пришлось переодеваться на улице, и большинство якутов было обижено на то, как с ними поступили. По словам Валентина Никоненко, возможно, мы наивно поступаем, но мы всегда открыты, а когда какие-то «серые кардиналы» звонят и срывают наши акции,
это подлость.
Ранее Славянский правовой центр уже сообщал о том, что Межведомственная комиссия по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия) заняла агрессивную позицию в отношении всех религиозных меньшинств региона, а ее представители не скрывают того, что они намерены поддерживать только Православную церковь в республике. О том, что «сектанты» лишь раскалывают общество и будто бы действуют в согласии с политикой США в своих выступлениях и интервью не раз говорили как заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия), руководитель Департамента по делам народов и федеративным отношениям А.В. Мигалкин, так и ответственный секретарь комиссии Афанасий Николаев, которых верующие пригласили на фестиваль авторских песен на якутском языке.
В письме, отправленном в адрес Славянского правового центра, заместитель руководителя АЦЕХ республики Валентин Никоненко оценивают ситуацию с религиозной свободой в родном регионе так: «Обстоятельства складываются так, что события в Якутии, как в одном из самых отдаленных регионов России, и в столице нашей могучей Родины - Москве развиваются по «центробежным» сценариям. Когда я читаю, на каком высоком уровне и с каким представительством проходят в Москве «Национальные молитвенные завтраки», какие там звучат речи, как происходят награждения «особо отличившихся перед Родиной людей», а затем опускаюсь в нашу реальную жизнь «окраины России», меня, поверьте, наполняют смешанные чувства. Долго ли нам жить еще в этом «раздвоенном» мироощущении реалий? Создается впечатление, что столица живет по одним законам, а окраины - по другим».