19 Декабря 2006
Последователи Церкви Божией Матери Державной (ЦБМД, «богородичники») собираются обжаловать действия сотрудников правоохранительных органов, УФСБ и ОМОНа, которые 9 декабря в Липецке задержали организаторов выставки «Соловки- вторая Голгофа. Таинственные помазанники Грааля», организованной церковным Фондом «Соловецкий мемориал», действующим в Твери, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Помимо этого, представители церкви собираются подавать в суд на телеканал «Россия», который демонстрировал сюжеты, посвященные задержанию верующих этой религиозной организации, предположительно по подозрению в «зомбировании» школьников и в попытке склонить школьников к самоубийству. Сюжеты о липецких «сектантах» выходили на каналах «Россия» и НТВ 12-13 декабря, а 17 декабря соответствующий сюжет вышел в итоговой программе «Сегодня».
Как отметил в интервью пресс-службе СПЦ глава московской общины ЦБМД и ответственный по связям с общественностью священник Илья Попов, информации о том, что на членов церкви заведено какое-либо уголовное дело не поступало, а представители прокуратуры Липецка отмечали, что связи между самоубийством школьницы и выставкой не существует. По словам Ильи Попова, задержанным в Липецке организаторам выставки вопросов о гипнозе или методах зомбирования не задавали, но почему-то спрашивали об их отношении к Русской православной церкви, к саентологам, Свидетелям Иеговы и Церкви Муна. Кроме того, подчеркнул Илья Попов, сотрудников ФСБ интересовало, почему последователи ЦБМД акцентируют внимание на соловецких мучениках, тогда как они выступали против советской власти. После того, как задержанных отпустили, сотрудники липецкой прокуратуры изъяли литературу ЦБМД на предмет выявления признаков разжигания межрелигиозной розни и признаков «деструктивной организации», отметил Илья Попов.
Особое внимание журналисты канала «Россия» и НТВ обращали внимание на то, что задержанный епископ ЦБМД Афанасий Калинкин держал в руках некий флакон. По словам Ильи Попова, это было миро от мироточивых икон из храма Новомучеников из Твери. Кроме того, журналисты делали упор на то, что школьникам показывался фильм, где «дети убивают себя», однако в реальности это была театральная мистерия, характерная для ЦБМД, о белых лебедях, которые, будучи оклеветанными, силой любви победили ложь и клевету. По словам Ильи Попова, на выставку действительно приходили школьники с учительницей, которая, как только узнала, что эту выставку организовала не Русская православная церковь, быстро ушла вместе с учениками. Затем после приезда ОМОНа и задержания организаторов она обвиняла последователей ЦБМД в «зомбировании детей» по центральным каналам.
Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Церкви Божией Матери Державная, родилось в 1990 год, движение было зарегистрировано как общественно-просветительская организация. 31 июля 1992 года появилось первое церковное объединение - в Московском городском управлении юстиции был зарегистрирован устав Общины церкви Божией Матери Преображающейся. Официальное наименование менялось только один раз: «Церковь Божией Матери Преображающейся» в 1997 году стала называться «Православная Церковь Божией Матери Державная». Глава Духовного Управления Церкви Божией Матери Державной (ЦБМД) и «пророк» - архиепископ Иоанн (Вениамин Яковлевич Береславский).
В начале 1990-х гг. деятельность ЦБМД имела громкий общественный резонанс, и не только в Москве, но и по всей России. Прокуратурой г. Москвы в 1994-1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников общественного объединения "Фонд Новой Святой Руси" ("Богородичный Центр"). Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения московского общественного Комитета по спасению молодежи, состоящего из сторонников РПЦ, об отрицательном воздействии деятельности "Богородичного Центра" на здоровье граждан. По делу опрошено большое количество свидетелей, со слов которых были выделены следующие требования, предъявляемые в ЦБМД к новообращенным: отказ от белковой пищи, сон в течение 3-5 часов, самоустранение от просмотра телепередач, чтения литературы, издаваемой помимо центра, непочтительное отношение к матери, резкое похудание, уход из дома, отказ от работы и учебы. Представителями комитета приводились многочисленные примеры людей, которые были психологически подавлены и замкнуты после некоторого времени, проведенного в богородичной общине. Очевидцы подчеркивают, что на собраниях ЦБМД человека окружала экспрессивная эмоциональная атмосфера, крики, монотонные молитвы, призывы отказаться от всего мира, от семьи, а свою мать проклясть с помощью формулы, содержащей нецензурную лексику, чтобы ничто не мешало спасению человека. Целый ряд московских приходов РПЦ занимались реабилитацией «жертв» «богородичной церкви», которые агрессивно относились ко всему окружающему.
В конце 1990-х гг. многие богородичники признавали, что крайности и перегибы в первые годы существования Церкви Божией Матери были, в том числе и самая скандальная крайность в их церковной практике – молитва-обет «проклятие матери». Кроме того, в крайне эмоциональных и часто стилистически грубых пророчествах Иоанна Береславского упоминалось о необходимости постоянных ночных и утренних (около 4 утра) молитв, сотен коленопреклонений и послушании (если не жесткого подчинения) своим духовным наставникам. В 2000-2001 годах ЦБМД выходит из добровольной изоляции, становится более умеренной и открытой, отказывается от радикальной аскетической практики, а ее последователи подчеркивают, что крайности уже ушли в прошлое.